Записи с темой: Книги (14)
Моя смешная боль
Эти фантасты лучше бы съездили разок сюда,
тогда бы не ошибались. А то тоже мне литература
о будущем: пишут, а не знают, о чем пишут!


Быть может, вы будете смеяться, но я прочитал детскую фантастическую повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Да, ту самую про гостью из будущего. Про Алису Селезнёву в детстве читал, но другие три повести, а именно: «Гай-до», «Конец Атлантиды» и «Город без памяти». Те книжки оставили исключительно положительные впечатления: мне кажется, это была вполне годная детская фантастика, интересная, достаточно адекватная, а местами даже драматичная. «Сто лет тому вперёд» раньше читать не доводилось. Новое кино по мотивам пока смотреть побоялся, ибо подозреваю всякое нехорошее о том, что там увижу. Решил сперва ознакомиться с оригиналом.

Совсем коротко: скорее понравилось, чем нет. Но. Да, опять это проклятое «но»! Если чуть более развёрнуто, то, на мой взгляд, у произведения есть большие проблемы, сконцентрированные в основном в первой его части и сильно мешающие наслаждаться им во взрослом возрасте. И нет, я не о некоторой наивности сюжета, я пока ещё в своём уме, чтобы предъявлять детской, условно говоря, "сказке" за правдоподобность или нудить по поводу всяких мелких несуразиц из будущего или настоящего. Основная проблема (по крайней мере для меня) гораздо проще и фундаментальней. Это – главный герой...

читать дальше...

@темы: Книги, Сказки, Фантастика, Обзоры, Прочитано, Кир Булычёв, Навёрстываю

Моя смешная боль
Легко доказать, что общество, зависящее
во всём от роботов, становится слабым, изнеженным,
сокращается и вымирает от скуки или, что точнее,
от потери воли к жизни.


Дочитал дилогию продолжений из цикла «Основание» (оно же «Академия») Айзека Азимова. А именно «Академия на краю гибели» («Кризис Основания») и «Академия и Земля». Обе написаны уже в 80-х годах прошлого века, т.е. лет эдак через тридцать после завершения классической трилогии (о которой я писал в прошлый раз). Судя по всему, с тех времён автор довольно сильно пересмотрел свои интересы и взгляды. План Селдона ему то ли наскучил, то ли (что более вероятно) Азимов осознал-таки, что вся эта история ведёт человечество куда-то совсем «не туда» и навернул ещё больше конспирологии стремительным домкратом. Получилось любопытно, но довольно сомнительно в целом. А ещё (и сейчас я скажу очередную крамолу), его то ли опять плохо перевели, то ли он так и не научился писать художественно и увлекательно. Не скажу, что текст плох сам по себе, но некая концептуальная унылость и духота продолжает сопутствовать и повествованию вообще и его героям в частности, что особенно сильно ощущается в последней книжке цикла. Несколько первых глав «Основания и Земли» я заставлял себя читать чуть ли не через силу. Раньше я грешил на то, что текст писан в 40-х. Что ж, на этот раз таких оправданий у автора нет...


читать дальше


@темы: Книги, Фантастика, Обзоры, Айзек Азимов, Прочитано, Основание, Навёрстываю

Моя смешная боль
Прочитал на днях небольшую пьесу Михаила Афанасьевича «Блаженство». Ту самую непоставленную пьесу, которую Булгаков потом переделал в «Ивана Васильевича» (да, того самого, который в кино сменил профессию). Завязка примерно такая же, как и в основном произведении, но помимо небольшого эпизода со сбежавшим в наше время царём, большую часть времени троица персонажей в лице инженера Рейна, Милославского и Бунши-Корецкого застревают в будущем, в 2222 году. Герои кроме, пожалуй, инженера узнаваемы. Бунша – дурак-бюрократ с подозрением на слабоумие (буквальный диагноз из будущего, между прочим). Милославский – обаятельный вор (хотя до фильма ему далеко), чья клептомания тут достигает каких-то просто невероятных, доведённых до абсурда величин, что лично у меня вызывает недоумение. Инженер погружён в себя и работу, груб, неприятен и ещё меньше похож на киношного Шурика, чем его вариант из пьесы про злоключения Грозного. Единственное, что в этой вселенной можно считать константой, то, что инженера опять и снова традиционно бросает жена. Кроме того, персонажи так же периодически бухают (хотя не настолько самозабвенно, как в «Иване Васильевиче»). Будущее не понравилось, оно какое-то отстранённо возвышенное и одновременно приземлённое. Короче, странное и, я бы даже сказал, слегка неприятное по своей атмосфере. Хотя, если уж и говорить о поведении персонажей, то чисто формально самыми страшными существами в этом почти не страшном будущем оказалась прежде всего наша троица залётных путешественников во времени. Я не увидел в этом будущем ничего, что объективно заслуживало бы осуждения (особенно если взглянуть на ситуацию глазами этих самых полунаивных и при этом занятых своими столь узнаваемыми глобально-мелочными делами потомков), но подсознательно язык так и хочет произнести слово «антиутопия». Благообразная и не такая страшная, как антиутопия капиталистическая, но всё же.

Произведение небезынтересное, но довольно странное и оставляет после себя какое-то слегка гнетущее ощущение. Это комедия, если что, но мне как-то было не особо смешно. Ну, разве что немного забавно местами. Для общего развития вполне можно ознакомится. Но я понимаю почему «Блаженство» в своё время никого не заинтересовало и почему идея женщину вынуть, автомат засунуть выкинуть из него все сцены будущего сыграла только на пользу комедии. А как же авторский замысел? А авторский замысел, как обычно оказался никем не понят и не востребован. В том числе и мной. Так и живём!

@темы: Книги, Мнение, Фантастика, Булгаков, Прочитано, Навёрстываю

Моя смешная боль
ОНО УДИВИЛОСЬ, ОНО НЕ ХОТЕЛО


За несколько коротких приёмов проглотил прошлогодний фантастический роман Лукьяненко «Форсайт». Уже говорил и скажу снова: очень люблю этого автора в качестве развлекательной литературы, поскольку читать его лично мне почти всегда очень легко и интересно. Не уверен, что когда-либо испытывал желание повторно перечитывать его книги (за редким исключением), но в процессе знакомства с произведениями (опять же за редким исключением) я о потраченном времени почти никогда не жалел. Вот и сейчас открыл книжку со сдержанным оптимизмом, споткнулся на нескольких моментах в начале (да, "Пейсатель" тоже не идеален), и не мог оторваться на протяжении большей части повествования!

Расскажу немного о романе и о своих мыслях и ощущениях по поводу. Без спойлеров, ну кроме совсем уж общей канвы, которая, полагаю, не является таким уж секретом поскольку раскрывается в первых же главах.

читать дальше

@темы: Книги, Фантастика, Обзоры, Лукьяненко, Прочитано

Моя смешная боль
…Эта тема пользовалась колоссальной популярностью
у писателей-фантастов и были сочинены целые горы
макулатуры, которая, однако, живо обсуждалась… (c)


Дочитал классическую трилогию Айзека Азимова из цикла «Основание» («Академия» в том переводе, что я читал). А именно «Академия» (1942–1951), «Академия и Империя» (1944–1952) и «Вторая Академия» (1948–1953). В полном объёме с этим текстом знакомлюсь впервые (предыдущие спорадические наскоки на «Основание» и сериал не в счёт). Обсуждать эти романы довольно сложно ввиду некоторой повествовательной специфики, о чём чуть ниже. Если совсем коротко, то мне и понравилось, и не понравилось одновременно. Плюс меня посетила серия довольно любопытных ретроспективных наблюдений над научно-фантастическим жанром и его допущениями, т.е. идеями, которые в своё время пребывали буквально на самом острие прогрессивной мысли, а сейчас настоялись достаточно, чтобы можно было взглянуть на описываемое тогда чуть более свежим взглядом из будущего и оценить их адекватность.

читать дальше

@темы: Книги, Фантастика, Обзоры, Айзек Азимов, Прочитано, Основание, Навёрстываю

Моя смешная боль
Марфа Васильевна я…


Только не смейтесь, но я наконец дотянулся до комедии Михаила Афанасьевича Булгакова «Иван Васильевич»! Да, той самой, по которой сняли гениальный фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Пьеса была давно в моём списке на ознакомление, но всё никак руки не доходили.

Ну что я могу сказать? Булгаков великолепен! Комедия читается легко и быстро и от неё (сюрприз, сюрприз!) столь же тяжело оторваться, как и от фильма, хотя, казалось бы, все сюжетные повороты заранее известны любому, кто хотя бы раз в жизни (один раз, серьёзно?!) смотрел это кино. Кинолента повторяет сюжетные перипетии почти дословно с поправкой на время и место (дом и антураж из пьесы всё же ощущаются совсем по-другому, как-то по-Булгаковски), а также некоторые мелкие стилистические отклонения в речи и характерах персонажей. Возьмём, например, того же инженера Николая "Коку" Тимофеева: его персонаж очевидным образом отличается от киношного Шурика, но по большому счёту лишь в тех самых мелких деталях, которые, собственно, и делают Шурика Шуриком.

Немного спойлерных наблюдений (если это понятие тут вообще применимо)

В общем, перед нами замечательная, лёгкая, по-своему гениальная театральная комедия, из которой с небольшими сценарными усилиями (и далеко не столь уж малыми усилиями режиссёрско-постановочного характера) сделали ничуть не менее гениальный фильм. Просто чудо!

Десять царей из десяти.

@темы: Книги, Мнение, Фантастика, Булгаков, Прочитано, Навёрстываю

00:42 

Доступ к записи ограничен

Моя смешная боль
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Моя смешная боль
– Друзья! Я знаю, вы все устали, поэтому буду краток.
И ректор был краток на протяжении сорока минут.


Дочитал юмористическую пародию Жвалевского и Мытько на приключения Гарри Поттера «Порри Гаттер и Каменный Философ». И мне, простите, понравилось! Да, знаю, я слегка припозднился, лет эдак на… много! А что делать? ©

Вообще, я не очень люблю очень не люблю коммерческие фанфики по мотивам чужих миров. Я имею ввиду всевозможные книги-продолжения, приквелы и вбоквелы, бутлеги, переделки и плагиаты, паразитирующие на чужих идеях в качестве полноценно изданных произведений, приносящих доход их так называемым создателям. К фанатскому творчеству, созданному исключительно ради фана вопросов не имею, но мы ведь не об этом? Есть пару исключений, попавших в мой список скорее благодаря эффекту утёнка («Буратино» и цикл Волкова «Волшебник Изумрудного города»), но я до сих пор не определился, как к ним относиться, потому что чисто формально там использован тот самый приём, который мне очень не нравится и по-хорошему так делать нехорошо (простите за тавтологию). :D

Но почему же я по этой самой причине не ругаю Порри Гаттера на чём свет стоит? Видите ли, тут такое дело…


чудить дальше

@темы: Книги, Гарри Поттер, Смешное, Обзоры, Пародии, Прочитано

Моя смешная боль
В юности, когда впервые читал «Мастера и Маргариту» не мог отделаться от чувства, что заглавные персонажи мне не то, что не шибко интересны, но даже не очень-то и приятны. Именно так, ведут они себя как-то не очень достойно, и всё самое интересное в романе связано совсем не с ними. А там, где даже и связано, то касается вовсе не вопросов их «великой любви», которая если и есть, то на первый взгляд кажется скорее чем-то слегка нездоровым, чем истинно возвышенным. И если претензии к Маргарите я ещё мог как-то для себя сформулировать по чисто формальным критериям, то что не так с Мастером (ну, кроме того, что он какой-то блеклый и до странности второстепенный всей своей ролью в повествовании) мне тогда понять так и не удалось. А ведь ларчик-то просто открывался, достаточно было внимательно вчитаться и проанализировать не то, что Мастер говорил, а то, как он говорил и, главное, что именно и как он делал.

Но мир не без добрых людей! Иван Диденко у нас не только переводы Шекспира мучает и режиссёрским разбором занимается, на этот раз он вчитался в великий роман Булгакова и вскрыл там всякое интересное, докопавшись до глубины глубин. Вот тут он выложил первый фрагмент лекции, касающейся разбора роли именно Мастера. Сказать, что я в восторге – ничего не сказать! Одним словом, рекомендую! Даже этой одной части уже достаточно для того, чтобы взглянуть на произведение под совершенно новым углом и реально пораскинуть мозгами. А ещё понять, что Мастер вовсе не тот, кем большинству из нас кажется. И уж тем более он не имеет ничего общего с тем, кого нам показали в недавнем фильме. В общем, пока не до конца понятно, но очень интересно! У меня только один вопрос: как я сам этого всего не заметил?

@темы: Книги, Мысли, YouTube, Булгаков, МиМ, Иван Диденко, Сегодня я узнал

Моя смешная боль
Бесформенное совершенство по ту сторону всякого опыта


Дочитал на днях вторую часть «Непобедимого Солнца» Виктора «наше всё» Олеговича, великого трикстера и мастера постмодернистского слова. Некоторые цитаты из двухтомника я недавно уже приводил. Ну а сейчас несколько слов о произведении в целом, не погружаясь глубоко в детали, которых (как и нас самих), согласно Пелевину, попросту не существует.


исследовать ткань реальности дальше

@темы: Книги, Обзоры, Прочитано, Пелевин

Моя смешная боль
Постепенно дочитываю «Непобедимое Солнце» в двух томах 2020 года выпуска. Пелевин, как и всегда нравится, но идёт немного тяжело, поскольку, во-первых, не уверен, куда это всё вырулит (как минимум линия про Гелиогабала не может закончиться хорошо, если предположить, что в мистических снах главгероини мы созерцаем отблески реальных исторических событий). А во-вторых (и в главных), Виктор Олегович, как, впрочем, и всегда, встроил в книжку очередную «грязную бомбу» сюжетного характера, от которой меня (особенно в перовой части первой книги) почти что физически колбасило. Взглянуть на мир вообще и мужчин в частности глазами теряющей хватку бисексуальной феминистки, написанной при этом знатным троллем мужского пола, который то ли и правда знает, о чём говорит, то ли наоборот ядовито стебётся (а может и то и другое одновременно) – это, знаете ли, не фунт изюма отведать!

припасть к непацанским цитатам


@темы: Книги, Цитаты, Заметки на полях, Пелевин

23:35 

Доступ к записи ограничен

Моя смешная боль
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Моя смешная боль
Пропасть, отделяющая добро от зла и проходящая
через любое человеческое существо, доходит до самой
глубины души и становится видимой даже на дне той
бездны, которая раскрывается в концлагере.


Неожиданно прочитал «Человек в поисках смысла» основателя логотерапии Виктора Франкла. Книга сравнительно небольшая, проглотил за два вечера. Состоит из двух основных частей. В первой, автобиографической, доктор Франкл описывает особенности психологии человека, оказавшегося в чудовищно сложных жизненных обстоятельствах на примере собственного опыта заключения в нацистском концлагере. Ему довелось пройти через несколько лагерей смерти, включая Освенцим, но при этом в конечном итоге посчастливилось выжить, хотя шансы на то, как он в последствии выяснил, были невелики.

читать дальше

@темы: Книги, Психология, Обзоры, Прочитано

Моя смешная боль
Дочитал недавно «Лето волонтёра», последнюю книгу тетралогии про изменённых Сергея «Пейсателя» Лукьяненко. Так уж получилось, но «пейсанину» Сергея Васильевича люблю давно и нежно (не всю, но по большей части), прежде всего за лёгкость слога и предсказуемую увлекательность приключенческого сюжета. О чём бы он ни писал, будь то ставшая культовой серия романов или ещё одна одноразовая книжка, сюжет которой забудется через пару месяцев, это почти наверняка будет нескучно и приятно прочесть, подивившись попутно немного неожиданному и при этом как всегда не очень справедливому устройству мира и/или внезапных фантастических обстоятельств, в противоборство с которыми вступает очередной главный герой или группа героев. Пройдя сквозь самую гущу событий, герой обязательно изменится и узнает кое-что важное о себе, мире вокруг или о том и другом одновременно, сможет изменить что-то к лучшему, но вряд ли сможет исправить самую главную несправедливость (ну, по крайней мере в первой книжке). А даже если вдруг такое исправление окажется возможным, то всегда найдётся очередное «но», которое поставит под вопрос необходимость и моральную оправданность подобной коррекции. Но, конечно же, герой сделает неожиданный выбор и всё изменится, но немного не так, как мы предполагали. Потому что у Лукьяненко, как и в реальной жизни, всё, как правило, «сложно»…

читать дальше

@темы: Книги, Фантастика, Обзоры, Лукьяненко, Прочитано