Разговаривали с подругой о кино, и она невольно натолкнула меня на великолепную идею. А что, если вместо того, чтобы страдать под гнётом чудовищных фильмов современности, взять и "подлечиться" взамен чем-нибудь действительно хорошим? Зарядиться, так сказать, киноантидотом! Ну а что может быть лучше в этом плане, чем какой-нибудь несмотренный фильм Кристофера Нолана?
Да, вы всё правильно поняли! Есть у меня особый воображаемый «позорный список», точнее даже два: один с непрочитанными книгами, с которыми стыдно было в своё время не ознакомиться, но так уж получилось. И другой, аналогичный, но с пропущенными фильмами схожего рода. И да, в нём есть целых две (теперь уже одна) полнометражки Кристофера Нолана, которые я никогда раньше не видел. Ну что же, если восполнять недостачу в книжном списке не так уж просто чисто технически, то с киноманским листом стыда всё немного попроще...
Итак, я посмотрел первый (в буквальном смысле) полнометражный фильм Нолана «Преследование» (он же «Слежка», он же «Following»). Под «Оскара» не подгадывал, если что. Просто совпало. Этот свой небольшой текст я назову скорее "мнением", потому что делать полноценный обзор на подобное произведение (наверно всё же искусства?) сродни преступлению!
читать дальше
Following. Начало Начал
Это было самое важное правило. И его я нарушил первым...
Мне вообще кажется, что чем меньше я расскажу об этом фильме, тем лучше. Если вы смотрели, то вы и так в курсе, о чём эта картина и что именно там произошло. Если нет – то у меня нет ни малейшего желания обламывать удовольствие от соприкосновения с очередным нолановским шедевром-головоломкой. Очень часто то ли в шутку, то ли серьёзно люди пишут в этих ваших интернетиках расхожую фразу о том, что Нолан – гений. Отставить иронию! Какие уж тут могут быть шутки? С самого первого раза Кристофер вжарил так, что нет никаких сомнений в том, что перед нами натуральный кинематографический боженька, если и не в Высоком Смысле с большой буквы, то как минимум в своей особой специфической нише, в которой он творит магию похлеще фокусников из «Престижа»!
Ну, чтобы совсем не перехвалить оговорюсь сразу: картина крайне бюджетная и это заметно. Да и к операторской работе (местами, крайне редко) у меня были некоторые вопросы. В самом начале в уличных сценах, имитирующих то ли документалку, то ли судорожное подглядывание из-под полы, камеру "с плеча" мотает в эпилептическом угаре и это довольно неприятно. Но это быстро заканчивается, а взамен начинается собственно повествование, и в этот момент становится совсем не до успокоившейся камеры. Да, именно так! Хорошее кино отличается от плохого в том числе тем, что даже если ты не до конца понимаешь, что именно в нём происходит, смотреть всё равно чертовски интересно! Замечали такое?
Кинокартина разворачивает перед зрителем чёрно-белую неонуарную историю про странного персонажа, встрявшего из любопытства в нечто весьма сомнительное и явно не очень хорошее. При этом «Преследование» – это в каком-то смысле своеобразная кинематографическая "личинка" будущих картин Нолана, такая типичная, узнаваемая, но ещё не до конца расправившая высокобюджетные крылья. Здесь и игры с последовательностью событий, предвосхищающие «Memento», и многоуровневые планы внутри планов, и своеобразные зачатки «Начала» (как зовут одного из героев? а ведь если подумать, можно найти неочевидные параллели), и любопытные персонажи, и сравнительно простой, но захватывающий (и как оказалось весьма запутанный) сюжет, буквально не отпускающий на протяжении всего сравнительно короткого (всего-то час с лишним) киноповествования. Не могу сказать, что я в восторге от самой истории (она для этого слишком уж недобрая), но хэй! Хорошее не равно положительное, да и жанр как бы обязывает. Кроме того, как и всегда у Нолана можно было бы найти к чему придраться в логике происходящего, но как-то не хочется! Лихость закрученной интриги, минималистичная эстетика визуала и парадоксальная увлекательность повествования полностью компенсирует все возможные недостатки.
Одним словом, Нолан такой Нолан! Даже первый в карьере бюджетный и визуально крайне скромный нуарчик про героев со странностями под его чарующей режиссёрской рукой превращается в нечто настолько любопытное и, не побоюсь этого слова, «нолановское», что время буквально летит незаметно.
И, знаете что? Я не то, чтобы сильно удивлён подобным раскладом!