Бесформенное совершенство по ту сторону всякого опыта
Дочитал на днях вторую часть «Непобедимого Солнца» Виктора «наше всё» Олеговича, великого трикстера и мастера постмодернистского слова. Некоторые цитаты из двухтомника я недавно уже приводил. Ну а сейчас несколько слов о произведении в целом, не погружаясь глубоко в детали, которых (как и нас самих), согласно Пелевину, попросту не существует.
исследовать ткань реальности дальше
Спираль Элагабала
– Разве к смерти можно подготовиться?
– К смерти можно. К жизни нельзя.
Писать рецензию на Пелевина дело, с одной стороны, неблагодарное, а с другой – совершенно бессмысленное. Не зря ведь злые языки говорят, что он из раза в раз пишет одну и ту же книгу, просто в немного разных декорациях и с разными обложками. И в каком-то смысле это чистейшая правда: если вы читали хотя бы один его роман, вы читали их все. В мистико-буддийско-кастанедовском смысле, естественно. Но парадокс в том, что знакомиться с очередной его книгой всегда по-своему интересно и одновременно местами слегка противно. Почему противно? Порой можно ужаснуться, узнав в тексте себя. Или окружающих. Или своё будущее – далёкое и не очень. Или свои мысли. Или мысли, которых у тебя никогда не было, а теперь будут… А иногда авторский стёб сам по себе оскорбляет твои самые глубинные чувства, будь то нравственные, политические, а то и религиозные. Кривые зеркала, они такие! Наше общество, наши мысли, мечты и страхи, все тренды, идеологические конструкты, святыни и предрассудки, будучи подсвеченными иронией автора отражаются в «зеркале Тарковского» и порождают тот самый «шлем ужаса» в котором каждый из нас сам себе Минотавр и сам себе Пустота, которой к тому же нет.
«Непобедимое Солнце» не стало исключением. На этот раз писатель-провокатор слегка воспламенил мою пятую точку в самом начале первой книги. Да оно и немудрено! Повествование ведётся от лица бисексуальной феминистически настроенной блондинки, как раз вкатившейся в кризис среднего возраста, и от того осознающей все "прелести" несовершенного мира и её места в нём. Так что автор даёт в полной мере "насладиться" специфическим "женским взглядом" на мужскую
После такой вот по-своему забавной и неоднозначной завязки сюжет входит в стандартное пелевинское русло и начинается квест-путешествие героини по разным локациям и одновременно секретам устройства нашего мироздания с затяжными диалогами за жизнь, пустоту и всё такое. Опять же, если вы читали Пелевина раньше, то и так знаете, как устроено бытие по его версии. В этой книге (как и всегда) просто вносятся некоторые уточнения и поправки. На этот раз в сюжет вплетается мировой проектор, создающий наблюдаемую нами реальность, а к буддийской картине мира добавляется щепотка гностической мифологии для чайников и танцы
Под конец второго тома ставки повышаются настолько сильно, что на кону буквально оказывается существование наблюдаемой вселенной. Может показаться, что исход этой интриги вполне очевиден (все мы до сих пор живы, из чего читатель мог бы попробовать сделать некоторые выводы, не долистывая до финальных страниц), но Пелевин не был бы Пелевиным, если бы всё было настолько просто. Одним словом, я до конца не был уверен, чем всё это закончится. Спасибо, Виктор Олегович, и развлёк, и позабавил!
Из минусов могу назвать стандартную пелевинскую условность персонажей-функций и событий-схем. Всё в этом романе, кроме, пожалуй, того самого провокационного вступления имеет единую цель: заставить героев затейливо разговаривать на нужные автору политико-религиозно-философские темы. И так происходит у него из книги в книгу, к чему лично я уже давно привык. С чисто литературной точки зрения это, на мой взгляд, не очень-то хорошо. Но, если учитывать цель и занятность самих тем, размышлений и диалогов, я готов простить Олегычу эту его «картонную» вольность. При прочтении она не сразу может броситься в глаза, но тут же вылазит на свет, стоит слегка отвлечься и поразмыслить над персонажами и сюжетом. Каждый роман Пелевина – это всегда лишь повод для беседы, в которой автор разговаривает сам с собой (и немного с читателями) под разнообразнейшими личинами-масками, будь то халдеи-рекламщики, сосущие баблос вампиры, лисицы-кицунэ, насекомые, искусственные интеллекты, "корпоративные анархисты" или гностические божества, спорящие о дальнейшей судьбе созданного "по ошибке" мира.
В остальном же перед нами достаточно любопытное приключенческо-философское чтиво с изрядной долей стёба, (само)иронии и специфического авторского юмора. Рекомендовать берусь только тем, кто любит Пелевина (но вы, как я понимаю и так уже). Остальным читать осторожно, в конце концов автор на любителя и может вызвать недопонимание, неприятие, а то и неиллюзорный баттхёрт. У меня, как видите, и то подгорело!
P.S. Ах да, из «Непобедимого Солнца» можно узнать, откуда на нашу голову взялся тот самый масочный режим и почему с тех пор мир как будто сошёл с ума. Книга издана в 2020 году, но последствия случившихся в ней событий мы расхлёбываем до сих пор. Не зря ведь некоторые шутят, что Пелевин попросту пишет нашу реальность. А, может, он и есть тот самый soltator, танцующий перед "священным чёрным камнем" и причудливо сплетающий нити бытия по собственному усмотрению? Я от этого факта не в большом восторге, но, так уж устроена наша Вселенная… Или нет?