Марфа Васильевна я…
Только не смейтесь, но я наконец дотянулся до комедии Михаила Афанасьевича Булгакова «Иван Васильевич»! Да, той самой, по которой сняли гениальный фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Пьеса была давно в моём списке на ознакомление, но всё никак руки не доходили.
Ну что я могу сказать? Булгаков великолепен! Комедия читается легко и быстро и от неё (сюрприз, сюрприз!) столь же тяжело оторваться, как и от фильма, хотя, казалось бы, все сюжетные повороты заранее известны любому, кто хотя бы раз в жизни (один раз, серьёзно?!) смотрел это кино. Кинолента повторяет сюжетные перипетии почти дословно с поправкой на время и место (дом и антураж из пьесы всё же ощущаются совсем по-другому, как-то по-Булгаковски), а также некоторые мелкие стилистические отклонения в речи и характерах персонажей. Возьмём, например, того же инженера Николая "Коку" Тимофеева: его персонаж очевидным образом отличается от киношного Шурика, но по большому счёту лишь в тех самых мелких деталях, которые, собственно, и делают Шурика Шуриком.
Немного спойлерных наблюдений (если это понятие тут вообще применимо)Из открытий. Во-первых, оказалось, что есть ненулевая вероятность того, что Жорж Милославский далёкий потомок того самого своего однофамильца Ваньки-разбойника, которого повесили на собственных воротах по приказу царя (кстати, если это правда, то от потомственного семейного ремесла он отошёл не столь уж и далеко). В тексте пьесы об этом прямо не говорится, но намёк есть: в ходе диалога Дьяк признаёт, что Жорж похож на местного Милославского, «да не очень», что натолкнуло меня на очевидную мысль, которая при просмотре фильма в голову почему-то не приходила.
Во-вторых, Жорж щипанул далеко не только одного посла из «дес шведишен кенигсрейх». Был там и второй местный высокопоставленный пострадавший, после приёма которого уже устроили трапезу с алкоголем и танцульками. И из этого вытекает ещё одно открытие. В фильме меня всегда мучил один вопрос: а с чего это вдруг «войско взбунтовалось» и решило, что царь не настоящий? Всё ж вроде так хорошо шло? Ну так вот, оказалось, что подставу спалил тот самый второй пострадавший после чего смутил опричников на бунд.
Если что, бухают в пьесе много и со вкусом, в том числе инженер Тимофеев, и, главное делают они все это всё "очень вовремя", так что сперва Иоанна Грозного принимают за бухого Ивана Васильевича, а к тому моменту, когда прибывает милиция никаких сомнений в том, что управдом Бунша допился до чёртиков ни у кого (кроме самих участников межвременного марлезонского балета) даже не возникает. Одним словом, всё как в настоящем хорошем ситкоме!В общем, перед нами замечательная, лёгкая, по-своему гениальная театральная комедия, из которой с небольшими сценарными усилиями (и далеко не столь уж малыми усилиями режиссёрско-постановочного характера) сделали ничуть не менее гениальный фильм. Просто чудо!
Десять царей из десяти.