ОНО УДИВИЛОСЬ, ОНО НЕ ХОТЕЛО
За несколько коротких приёмов проглотил прошлогодний фантастический роман Лукьяненко «Форсайт». Уже говорил и скажу снова: очень люблю этого автора в качестве развлекательной литературы, поскольку читать его лично мне почти всегда очень легко и интересно. Не уверен, что когда-либо испытывал желание повторно перечитывать его книги (за редким исключением), но в процессе знакомства с произведениями (опять же за редким исключением) я о потраченном времени почти никогда не жалел. Вот и сейчас открыл книжку со сдержанным оптимизмом, споткнулся на нескольких моментах в начале (да, "Пейсатель" тоже не идеален), и не мог оторваться на протяжении большей части повествования!
Расскажу немного о романе и о своих мыслях и ощущениях по поводу. Без спойлеров, ну кроме совсем уж общей канвы, которая, полагаю, не является таким уж секретом поскольку раскрывается в первых же главах.
читать дальше
Форсайт. Королевство разбитых зеркал
Некоторые люди хранят хорошее спиртное в
платяном шкафу. Я в этом абсолютно убеждён.
Пожалуй, «Форсайт» это тот самый "типичный Лукьяненко", который опять, снова, как и всегда на протяжении всей своей карьеры "уже не торт", "пишет одно и то же", но как же хорошо он это делает! Не без недочётов, но всё же. Я не сказал бы, что этот роман совершенно оригинален. Мы прочитали и посмотрели уже столько всего, что ожидать чего-то совершенно ни на что непохожего не приходится. И эта книга и правда кажется чем-то очень знакомым, лоскутным, напоминающим одновременно кучу всего (включая самого же Лукьяненко) и при этом всё же чем-то оригинальным и увлекательным.
Сюжет прост (как, впрочем, просты и персонажи), но ситуация непонятна и крайне запутана, а от того весьма любопытна. Небольшая часть населения земли начинает видеть себя в неожиданных гиперреалистичных снах («форсайтах») про очень странное и по-своему страшное недалёкое постапокалиптическое будущее в мире, в котором бродят чудовища, нарушена куча законов физики и почему-то запрещено смотреть в зеркала. До События, изменившего мир, остаются считанные годы, если не месяцы, но ни его точная дата, ни природа до сих пор никому неизвестна. Группа фортсайтников под руководством одного из многочисленных исследовательских центров пытается разобраться в происходящем...
В этой истории и в общей жутковато-приключенческой атмосфере произведения сквозит очень много смутно знакомых мотивов, будь то сериалы "LOST" и "FlashForward", отечественный фантастический фильм «Кома», «Пикник на обочине» Стругацких (и некоторые другие их книги), романы самого Лукьяненко или нескончаемые тонны попаданческой макулатуры. И да, я говорю именно о мотивах и атмосфере, я не пытаюсь уличить Лукьяненко в прямом плагиате идей и сюжетов (быть может я для этого просто недостаточно насмотрен и начитан), я говорю лишь о том, что книга кажется, с одной стороны, полностью оригинальной, но при этом крепко вдохновлённой огромным пластом каких-то других произведений-предшественников. Если хотите, идеально выверенным лоскутным конструктом для развлечения на вечер.
Поэтому, прежде чем я начну восторгаться, давайте немного поговорим о проблемах романа (а их тут есть). Мне показалось книга написана как-то слегка небрежно, без огонька. Не в том смысле, что повествование не увлекает (о, ещё как! ух!), а скорее в том, что писатель то ли спешил, то ли не сильно заморачивался с проработкой каких-то мелких деталей и сцен. Словно писал из необходимости. Нет, с языком всё в порядке, текст грамотен и легко читается (как, впрочем, и всегда), есть своя сюжетная логика (несмотря на странности мира), повествование развивается вплоть до кульминации и (как всегда странной) развязки. Короче, талант не пропьёшь и даже не прокуришь. Но местами текст построен как-то странно, я бы сказал стилистически невыверенно.
Хорошим примером
Вторым моментом, который мешал мне в самом начале была полная неправдоподобность законов Мира После и некоторых деталей сеттинга. С точки зрения внутренней логики романа всё как бы нормально – вся неестественность и нарушения физики и здравого смысла укладываются в раскрытые далее особенности устройства мира, и даже сами персонажи об этом порой размышляют в стиле «а как это вообще работает?» Однако в первых главах, когда ещё вообще ничего не понятно (зато понятна некоторая небрежность написания, см. выше) возникают определённые вопросы. Например, действительно ли это всё так и задумано, или автор просто что-то намудрил и забил в стиле «и так сойдёт»? Оказывается, не забил. Но некоторые странности (прежде всего становления этого самого мира в таком виде) остаются нераскрытыми даже после того, как вся интрига и суть происходящего открывается в самом финале. Это второй пример небольшой небрежности, который меня смущает.
Теперь о хорошем! История очень интересная. На протяжении книги мы распутываем загадку Мира После и того, что к нему привело. По сути, перед нами великолепный боевичок с элементами тайны. Я бы сказал боевичок фантастический, но тут есть некоторые вопросы к определениям. Формально да. Фактически кто-то из рецензентов даже называл это «сказкой». Потому что, ну серьёзно! Концептуально это всё шито очень белыми нитками, и тем не менее оторваться сложно, особенно, когда ситуация всё сильнее выходит из-под контроля.
Герои приятные, пусть и довольно условны, и даже стандартны для товарища COOLяненко. Загадки хороши, загадок много. Большая часть почти ни на что не влияет, но атмосфера создана, моё почтение! Экшн прекрасен. В один из моментов началось такое, что я буквально не знал выживут ли герои (а главное как??? ), хотя до конца книги оставалось ещё примерно половина. Обожаю такие манипуляции! Нагнетать эпичный экшн ещё надо уметь, но главное уметь его правильно закруглить, что тоже далеко не всем доступно. За жутких котэ, кстати, отдельное спасибо, их было мало, но даже слышать о них было слегка крипово.
Концовка вполне себе. Хотя могла быть и лучше. Сергей Васильевич никогда не славился особо впечатляющими концовками, тут, пожалуй, тоже вышел не фонтан. Но и раздражения лично у меня финал не вызвал. Наивно, но достаточно хорошо. Это вам не пресловутое лостовское «я расскажу тебе всё», а потом бац, и никто ничего так и не понял, включая самих сценарситов. В общем, это такой себе "LOST" здорового человека, цельная история с финалом и раскрытием тайн (пусть и не всех, но лучше уж так, чем вымучивать объяснения необъяснимого). Раскрытие это быть может не всем понравится (да и я ожидал большего, в том числе в плане правдоподобности). Но, хэй! Объяснение есть, и оно имеет смысл в пределах целого повествования (пусть и немного странный). Я скорее доволен, чем нет, хотя тут есть с чем поспорить.
В общем ощущения после прочтения крайне положительные. А в процессе прочтения вплоть до развязки (т.е. до момента, когда всё наконец стало окончательно понятно) я пребывал во всё более возрастающем восторге, потому что это было по-настоящему увлекательно. Местами аж дух захватывало. Настолько интересно мне бывает нечасто, вспомню пожалуй, как я в детстве смотрел "Лангольеры" Стивена Кинга, вот тут в плане вовлечённости что-то отдалённо похожее. Одним словом, снова пришёл дядя Лукьяненко и показал, как надо правильно развлекаться с книжкой!
Вердикт: восемь Дозоров из десяти. Бал я снял за ту самую небрежность, и ещё бал за концовку, которая хоть и хороша, но недостаточно. В остальном снова порадовали, Сергей Васильевич!
Спасибо!