Эти фантасты лучше бы съездили разок сюда,
тогда бы не ошибались. А то тоже мне литература
о будущем: пишут, а не знают, о чем пишут!
Быть может, вы будете смеяться, но я прочитал детскую фантастическую повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Да, ту самую про гостью из будущего. Про Алису Селезнёву в детстве читал, но другие три повести, а именно: «Гай-до», «Конец Атлантиды» и «Город без памяти». Те книжки оставили исключительно положительные впечатления: мне кажется, это была вполне годная детская фантастика, интересная, достаточно адекватная, а местами даже драматичная. «Сто лет тому вперёд» раньше читать не доводилось. Новое кино по мотивам пока смотреть побоялся, ибо подозреваю всякое нехорошее о том, что там увижу. Решил сперва ознакомиться с оригиналом.
Совсем коротко: скорее понравилось, чем нет. Но. Да, опять это проклятое «но»! Если чуть более развёрнуто, то, на мой взгляд, у произведения есть большие проблемы, сконцентрированные в основном в первой его части и сильно мешающие наслаждаться им во взрослом возрасте. И нет, я не о некоторой наивности сюжета, я пока ещё в своём уме, чтобы предъявлять детской, условно говоря, "сказке" за правдоподобность или нудить по поводу всяких мелких несуразиц из будущего или настоящего. Основная проблема (по крайней мере для меня) гораздо проще и фундаментальней. Это – главный герой...
читать дальше...Не уверен, какого именно эффекта добивался автор, но Коля Наумов ужасно раздражающий персонаж! Я готов поверить, что он вполне аутентичный мальчик для своего возраста и, возможно, юный читатель легко смог бы проассоциировать себя с ним, но… не я. Мне было ну прямо очень тяжело в первой половине книжки! Возможно, ещё потому, что все события подавались с его точки зрения, позволяя следить за ходом его мыслей. А эти мысли просто ужасны! Мальчишка, пожалуй, один из самых ярких представителей типажа так называемого малолетнего дебила. В самом прямом смысле этого термина. Плюс он враль, вандал, туповат, трусоват, хвастлив, самоуверен. От начала и почти до самого конца (где наступает-таки небольшой проблеск, который с натяжкой может сойти за арку) Коля творит невероятную, просто феерическую дичь. Всё что только можно было сделать не так он сделал. И как только при этом он не убился в процессе, отхватив заслуженную премию Дарвина для путешествующих во времени, я ума не приложу.
Ситуация, однако, радикально меняется, когда действие перемещается в 70-е XX-го века и главным персонажем становится гостья из будущего. Вот это та самая Алиса, которую я помню! Она максимально адекватна, особенно на фоне дебилушки из прошлого и пусть и ведёт себя местами вполне по-детски, т.е. так, как взрослый бы себя на её месте не повёл, но при этом абсолютно не вызывает такого отторжения, как питекантроп Колян. Забавно, что в личном разговоре девочки-героини сходятся во мнении, что местные мальчишки, условно говоря, ведут себя как дебилы и с этим даже как-то сложно спорить. Если что, мальчики-друзья Алисы из будущего (в других повестях, которые я читал раньше) такого гнетущего впечатления никогда не вызывали. Подозреваю, что дело-таки в самом Коле, а не в мальчиках-персонажах вообще, потому что прочие мальчишки из семьдесят шестого при всех тараканах в голове кажутся вполне нормальными на фоне.
В общем, с трудом пережив хрононалёт альтернативно одарённого школьника в прошлое, повествование в "наше время" как-то даже оживает, в нём словно открывается второе дыхание, включается внутренний драйв, загадка, экшн, детектив, и читать становится гораздо интересней. Если честно, я ожидал, что будет ровно наоборот. Путешествия во времени, и особенно путешествия в будущее были мне всегда особенно любопытны. Но тут что-то пошло не так, и я остался крайне недоволен первой половиной книги.
Кстати, о будущем. Я говорил, что не буду душнить "по мелочам", но есть один момент, который буквально выбил меня из колеи и заставил крепко задуматься о чём же на самом деле писал товарищ Булычёв в далёком 1978 году. Цитирую:
Ну, раз вы ошиблись кораблем, я сейчас попрошу роботов проводить вас до диспетчера космопорта, и он поможет вам купить билет на настоящий корабль и проследит, чтобы вы больше никого не обманывали.
Никого ничего не смущает? Меня да. "Купить билет"? Что, простите? Что значит "купить"? Откуда в будущем деньги, там разве не коммунизм? На протяжении всего Колиного визита в будущее я не замечал, чтобы кто-то что-то где-то покупал. Я охотно поверю, что для полёта через космопорт требуется регистрация, возможно даже определённый допуск. Тем более в зависимости от пункта назначения. Но с какого перепугу в будущем (в коммунистическом будущем, а разве мог советский детский писатель писать про иное?) до сих пор в ходу деньги? Или, как минимум, фраза, которая описывает их использование без каких-либо дополнительных пояснений по ходу. Какая-то бессмыслица! Или непростительный недосмотр писателя. Или… очень хитрая фига в кармане, которую не шибко понятно, как вообще пропустили. Я, если честно, не очень понимаю, что всё это означает.
И ещё, для тех, кто вдруг захочет перечитать, один важный момент, полностью разрушающий всю "магию", если ошибиться с текстом. Я начинал читать в издании 2007 года (серия «Отцы основатели») с пометкой «издано в авторской редакции». Ну так вот, если это не редакторские правки, то Булычёв слегка поиздевался над собственным текстом, причём в не очень хорошем ключе. Ну, это я просто так вуалирую фразу «аффтар вкрай рехнулся». Лично моё терпение окончательно переполнилось, когда Коля начал мечтать о том, как бы вернуться домой и успеть посмотреть по телевизору «Поле чудес». Какое, простите мой французский, в жопу «Поле чудес» в 1976 году? Капитал-шоу, Карл! Скажите ещё, что это была любимая детская "педарача" в 2007! Если что, даты происходящих событий автор не поменял, что делает этот редакторский финт ещё более наглым и странным. Пришлось качать нормальное издание 1978 года и читать до конца уже его, чего и вам желаю.
В общем, как я и сказал, во второй половине повесть пошла очень бодро, интересно и даже захватывающе. Опустим вопросы с наивностью сюжетных ходов, в том числе связанных с "выпиской" Алисы и всем тем, что происходило вокруг пиратов. В конце концов, это детский сюжет и ему простительно. Под конец история даже неожиданно трогает, немного искусственно (про кошечку, про оставленного дома ребёнка), но по-своему хорошо. А это дорогого стоит. Единственное, что с современной колокольни кажется совсем уж странным, это то, как ребята воспользовались миелофоном по ничем не подозревающим гражданам (в своих благих целях, естественно). Это было как минимум неэтично, а по-хорошему должно было бы быть ещё и абсолютно незаконно. Но Алису это смутило совсем чуть-чуть, а остальных детишек (включая юных читателей, я так понимаю) не смутило вовсе. И никакого урока из этого тоже, увы, не было извлечено в итоге. Не, ну а чо? Прикольно же! Тем более, что всё хорошо кончилось, не об этике же задумываться, в самом деле!
У текста есть ещё один плюс, который, однако, работает не всегда. Повесть полна явного и неявного юмора. Но в первой её части это не сильно спасает, и скорее даже работает против, потому что на фоне мыслей и приключений недалёкого протагониста происходящее становится больше похожим на фарс, нежели на ироничную фантастику с прищуром, образчикам которой явно пытался подражать писатель. В остальном это довольно весёлое произведение, которое хохмит не слишком открыто, но достаточно ощутимо, чтобы это считать в любом возрасте.
Вердикт: неплохая детская фантастика, но не без огрехов, которые скорее всего останутся незамеченными детьми, но могут создать сложности при прочтении для взрослых. Особенно для взрослых, чья душевная организация кардинально не совпадает с невыносимой лёгкостью бытия Коли из 6-го «Б», который чуть не сломал историю. А может-таки сломал? Мы ведь с вами вряд ли когда-нибудь увидим то самое прекрасное далёко, что бы ни послужило причиной его исчезновения из нашей линии вероятностей. Возможно во всём виноват один неаккуратный Коля.
Алиса ушла навсегда. Ушла в то будущее, в которое нам дороги больше нет. Отныне и навсегда теперь у нас с ней разное далёко.