Дальний путь зовёт меня, но уйти я не могу…
Можете сразу кидать в меня тяжёлыми предметами, особенно если вы в теме, но в своё время (в детстве/юности) у меня с «Королём и Шутом» как-то не сложилось. То ли окружение было не то, то ли я тогда чего-то не понял, теперь уже не так уж и важно. Так что, в каком-то смысле шанс наверстать судьба подкинула мне только сейчас.
Короче говоря, не так давно посмотрел сериал по мотивам, и мой первый длиннопост в дневнике будет именно о нём. А ещё, похоже, что я нашёл подходящий формат для субъективных мини-обзоров или размышлений на определённые темы. Этот жанр я, пожалуй, назову «авторской телегой». Почему? А, собственно, почему бы и нет? Мне интересно писать в таком формате, кому-то, возможно, может быть интересно это прочитать (но, как водится, это не точно).
Ну, что же, тогда поехали!
читать дальше
КОРОЛЬ И ШУТ. В ГОСТЯХ У ПАНК-СКАЗКИ
Авторская телега
Ели мясо мужики, пивом запивали…
Этой весной на одном из стримингов вышел достаточно любопытный сериал, о котором хотелось бы сказать пару слов. Проект наделал шуму, и оно-то немудрено: экранизация творческого пути легендарной панк-рок группы «Король и Шут» не могла не вызвать интереса и, как водится, не породить скандалов и кривотолков.
Насколько я знаю, мнения истинных фанатов группы разделились. Основные претензии были в перевирании фактов («всё было не так!»), излишнем упоре на веществах и тёмной стороне личности Михаила Горшенёва и недостаточном внимании к собственно группе (помимо двух главных фронтменов). Музыкальная составляющая (ещё бы!) и фэнтези-часть понравилась практически всем, не считая некоторых технических придирок, которые слишком специфичны, чтобы сделать погоду.
Так что же в итоге получилось и действительно ли всё настолько плохо или наоборот хорошо? И вообще, оно того стоило?
ОТКУДА НОГИ РАСТУТ
Быть таким, как все с детства не умел,
Видимо такой в жизни мой удел...
Начну издалека. Я не то, чтобы никогда не был поклонником данного коллектива, я вообще был практически с ним не знаком. Нет, конечно же я слышал несколько самых популярных из их песен (того же «Лесника» или «Ели мясо мужики»), но никогда не понимал восторгов по их поводу и скорее даже наоборот, испытывал некоторое отторжение не от формы, а скорее от содержания, которое, давайте признаем, действительно достаточно специфическое.
Одним словом, к просмотру я приступил, что называется, с чистого листа, не испытывая ни благоговейного трепета по отношению к группе, ни ностальгических переживаний по музыке детства или юности. И каким же был мой восторг, когда я внезапно открыл для себя целый пласт восхитительной музыки и познакомился с пусть в чём-то не в полной мере аутентичными, но всё же живыми и настоящими колоритнейшими персонажами!
Делаем первый и немного парадоксальный вывод: для того, чтобы наслаждаться этим сериалом не обязательно быть панком или любителем панк-рока, можно вообще не быть поклонником заглавной группы и даже практически ничего о них не знать!
СЮЖЕТ И СТРУКТУРА
Проклятый горбун, чего тебе надо
С тобой не хочу я стоять даже рядом
Оставь ты меня горемыку в покое
И хватит следить отовсюду за мною!
Сериал состоит из двух основных линий — мира реального, представляющего историю группы и фэнтези-мира, где те же актёры играют совершенно иных (или наоборот почти таких же?) сказочных персонажей из оживших песен «КИШа». События реальности периодически скачут по временной линии то вперёд, то назад, показывая различные моменты становления, зрелости и кризиса группы, пока сказочный сюжет развивается линейно, но при этом в каком-то смысле коррелирует и причудливо преломляет реальные события в своём особом фэнтезийном ключе.
В реальном мире ступившего на путь саморазрушения Михаила «Горшка» Горшенёва преследует видимый только им инфернальный Шут. Андрей «Князь» Князев, затмеваемый своим гениальным и ярким другом-соавтором, завидует и пытается найти собственное место под солнцем. Проходя сквозь различные интересные, опасные, смешные, курьёзные ситуации они медленно, но неотвратимо движутся к своему неизбежному и драматичному финалу.
В сказочной части два друга-музыканта отправляются в путь, чтобы спасти по поручению короля принцессу и получить в награду заветное место придворных трубадуров. По дороге, как водится, с ними приключается всякое нехорошее прямиком из хоррор-панк песен реального коллектива. Выглядит, не то, чтобы дорого-богато, но местами крайне неплохо (некоторые декорации — моё почтение!). В общем, получилось, как минимум весьма атмосферненько!
ПЕРСОНАЖИ И АКТЁРЫ
К этой фее был романтик
Полон страсти и любви,
Чувства ей хотел он выразить свои…
ГОРШОК в исполнении Кости Плотникова просто прекрасен. Чисто внешне актёр не очень похож на Михаила, но в образе смотрится органично и играет так, что порой забываешь, что это другой человек. Персонаж колоритный, неординарная яркая личность, которого невозможно не полюбить и не зауважать (по-своему, конечно, разве не делал он глупостей и странных вещей? и тем не менее). Олицетворяет собой хаотичное творческое начало. Очень понравился в образе. Роль удалась, снимаю шляпу!
КНЯЗЬ. Влад Коноплёв играет по сути «адекватную половину» творческого тандема, с которым зрителю легче всего себя ассоциировать и глазами которого мы по большей части смотрим на происходящую дичь. Поскольку реальный Князев принимал некоторое участие в создании сериала, слышались голоса о том, что экранный Князь — это своего рода «правильный герой», выгодно выделяющийся на фоне безбашенного Горшка и постоянно выручающий того из беды. А то и вовсе, что весь сериал — это чуть ли не своеобразная месть Князя почившему другу за некие былые обиды. На мой взгляд это не совсем правда. Экранный Князь — персонаж не без собственных тараканов и драмы, он тоже порой творит дичь и главный секрет его «положительной» ауры прежде всего в том, что на фоне нарочито хаотичного Горшка кто угодно будет смотреться гораздо большим адекватом. Вне зависимости от того, как относятся к Князю те ли иные фанаты или хейтеры, думаю стоит признать, что без Андрея Князева группы в том виде, в котором мы теперь её знаем просто бы не было. Есть мнение, что Влад Коноплёв в образ не попал. Не знаю, мне норм, но я особо на знатока в данной области не претендую.
АНФИСА / ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА МУХ в исполнении Валери Зоидовой по-своему прекрасна! Персонаж разрушительного женского начала вышел одновременно и мерзким, и визуально привлекательным. Я уж не говорю, что сама актриса в общении достаточно мила, что контрастирует обоими её экранными воплощениями. С реальной Анфисой Горшенёвой этот персонаж, скорее всего, имеет мало общего, но с драматической точки зрения в повествование она вписалась идеально.
ОЛЯ / ВДОВА. Дарья Мельникова играет вторую жену Горшенёва и в отличие от Анфисы представляет собой типаж ангела-спасителя, которым в каком-то смысле в реальности она для Миши, возможно, и была. Невероятно красивая актриса, но исполняет лишь сюжетную функцию, как и все женщины в этом сериале. К сожалению (или к счастью?) этот сериал не совсем о любви, хотя в каком-то смысле именно любовь незримо создаёт тот смысл и тот роскошный финал, который без существования любящей жены, дочери и друга вряд ли бы получился таким, каким получился (если вы смотрели и понимаете, о чём я).
АГАТА / ПРИНЦЕССА в исполнении Веры Вольт, пожалуй, самый неоднозначный образ. Не совсем мой типаж, но на удивление персонаж понравился и внешне, и концептуально. А вот актёрская игра актрисы — нет. Не понравилась сильно, что-то с ней очень не так, но увлечённый сюжетом я постарался не заострять внимания. Судя по отзывам многие кринжанули! Уж не знаю, как так вышло, оставим споры кинокритикам и специалистам по режиссуре и актёрскому мастерству.
ГРУППА. Участники группы «Король и Шут», как заметили многие зрители остаётся на втором плане. Эта история не о них (что, на самом деле странно), они лишь фон и повод рассказать о взаимоотношениях двух фронтменов и их судьбе. Хорошо это или плохо? Для сериала, названного в честь этой самой группы, скорее плохо. Для рассказанной конкретной истории — в принципе нормально, такова структура сюжета. Создаётся впечатление, что сериалу не хватило ещё как минимум двух серий, чтобы нормально раскрыть теоретически важных персонажей. Но история в целом несёт настолько мощный заряд, что во время просмотра все претензии отходят немного на второй план.
ШУТ. Великолепный перформанс от Евгения Ткачука. Моё почтение! Персонаж мерзкий (во всех смыслах, прежде всего визуально), ироничный, язвительный, навязчивый. Кто-то из обзорщиков ругал его в том смысле, что его хотелось бы видеть поменьше. Не знаю, не могу сказать, что его было слишком много. На мой вкус инфернальный Шут вполне органично вписался в сюжет про алкогольно-наркотическую шизу персонажа и придал истории дополнительное измерение сюра и какую-то жутковатую глубину.
ПЕСНИ, ТЕМЫ, ФИНАЛ
Танец злобного гения
На страницах произведения...
Каждая серия сериала оставляет какое-то восторженно-светлое чувство несмотря на то, что начиная с конца второй серии (да и чего уж там, и немного до этого) он полон своеобразной чернухи (прежде всего связанной с веществами и последствиями их употребления, но не только). Желающий «обессмертится» Горшок, достигший, как ему кажется, пика карьеры, заглянувший в бездну и готовый на прыжок с крыши, навязчивый Шут-трикстер, тёмная и, по сути, неотъемлемая сторона его личности, соблазняющий на необдуманные и чреватые нехорошим поступки, рехабы, клинические смерти, «оборотни в погонах», мёртвый анархист, марионетки и прочий калейдоскоп психоделии органично вписывается в повествование. Что лучше наглядной демонстрации может без ложного морализаторства показать молодёжи, что, выражаясь словами Мистра Гаррисона из Южного Парка, «наркотики — это плохо»?
Но сериал не про это. Не про запрещённые вещества и галерею ужасов и даже не совсем про творчество, хотя и про него тоже. Он прежде всего о дружбе (со всеми её превратностями), это — самый главный мотив. О дружбе двух гениальных творческих личностей, породивших эту необычную музыкальную группу и приведших её к закату, но в конце концов, так или иначе, к бессмертию. Смотреть на это невероятно интересно, особенно учитывая, что со всеми натяжками (которых много!) это всё отголоски вполне реальной истории.
Что ещё? Музыка! Вот это настоящая жемчужина сериала! Или, точнее, целое жемчужное ожерелье! В каждой серии по нескольку выступлений или концертов, где звучат хиты «Короля и Шута». Актёры воспроизводят образы музыкантов и создают атмосферу присутствия. В конце, во время титров звучит та или иная знаковая песня, которая (почти всегда) иллюстрирует некую основную тему серии или затравку на серию следующую. Песни были специально перезаписаны для сериала. Князь спел заново свои партии, голос Горшка извлекли при помощи нейросети.
И, конечно, финал! Любой, кто хоть немного заинтересовался историей группы не может не понимать, что у этой истории не было шансов закончится хорошо. История не терпит сослагательного наклонения и произошедшее никак не исправить. Но как же красиво и трогательно авторы тут поступили! Был бы я чуть более эмоционально привязан к группе, наверняка бы прослезился в конце. А, может, скупая мужская слеза таки скатилась по щеке? Не помню точно, но там было от чего! Да, это было, право, великолепно!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ещё не пробудились петухи в деревнях
И рыбаков на озере пока не видать,
Коровами истоптана трава на полях…
Как здорово, что здесь мне довелось побывать
Ну что же? Как видим сериал неидеален, но как минимум весьма любопытен. Лично мне — так просто невероятно интересен, хотя раньше я никогда бы не подумал, что буду смотреть что-либо на такую тематику.
До какой степени реальна реальность, показанная в «Короле и Шуте»? Насколько мне удалось впоследствии выяснить, местами события переданы практически документально точно, местами — полная отсебятина, имеющая под собой лишь отдалённые отголоски реальных событий. Всё было не так? Ну, в принципе да. Общая канва соблюдена, но всё было немного (а иногда и очень «много») не так, не там, и не тогда!
Но портит ли это сериал? Смотря, какова цель просмотра. Если узнать документальные факты о группе, то наверно всё-таки портит. А если познакомится с волшебным, странным и немного страшным миром панков вообще и легендарных «КИШей», то на мой скромный взгляд — ни капельки. Это художественное произведение (как бы сильно от этой фразы у некоторых ни бомбило). Это панк-сказка, это те же «Три мушкетёра», не претендующие на реалистичность образов кардинала Ришелье или герцога Бекингема, но от того не менее ценные! У сериала была определённая цель и мне кажется, он её выполнил.
Кто-то считает, что образ Миши Горшенёва был этим произведением опорочен. Не знаю, мне почему-то так не кажется. Я не знал о нём ничего до этого сериала, я узнал его благодаря сериалу, я попытался выяснить о нём больше уже после просмотра. Это всё ни в коей мере не умалило его образ в моих глазах. Наоборот, я увидел этого гениального музыканта во всей его сложности, противоречивости и трагичности, зауважал и полюбил. Возможно, я был такой не один.
А ещё я полюбил музыку «Короля и Шута»! Не всю, конечно, но очень многую, включая ту, что в сериале не прозвучала. Потому что это хорошая музыка! Потому что я понял кто и почему создавал эту музыку и тексты и почему они именно такие. Я не стал панком и никогда не стану, но я понял, что это, почему, как, и зачем. Былое отторжение ушло, а вместо него появилось уважение и любовь.
Потому что они всегда хотели делать хорошую оригинальную музыку и дарить её людям. И они делали. И они дарили. И кто-то слушал и любил их тогда, слушает и любит до сих пор. А кто-то всего лишь сейчас их заново открывает.
Как можно ругать сериал, который дарит такие эмоции?
Спасибо, это было интересно!
Всем Хой!