Дочитал недавно «Лето волонтёра», последнюю книгу тетралогии про изменённых Сергея «Пейсателя» Лукьяненко. Так уж получилось, но «пейсанину» Сергея Васильевича люблю давно и нежно (не всю, но по большей части), прежде всего за лёгкость слога и предсказуемую увлекательность приключенческого сюжета. О чём бы он ни писал, будь то ставшая культовой серия романов или ещё одна одноразовая книжка, сюжет которой забудется через пару месяцев, это почти наверняка будет нескучно и приятно прочесть, подивившись попутно немного неожиданному и при этом как всегда не очень справедливому устройству мира и/или внезапных фантастических обстоятельств, в противоборство с которыми вступает очередной главный герой или группа героев. Пройдя сквозь самую гущу событий, герой обязательно изменится и узнает кое-что важное о себе, мире вокруг или о том и другом одновременно, сможет изменить что-то к лучшему, но вряд ли сможет исправить самую главную несправедливость (ну, по крайней мере в первой книжке). А даже если вдруг такое исправление окажется возможным, то всегда найдётся очередное «но», которое поставит под вопрос необходимость и моральную оправданность подобной коррекции. Но, конечно же, герой сделает неожиданный выбор и всё изменится, но немного не так, как мы предполагали. Потому что у Лукьяненко, как и в реальной жизни, всё, как правило, «сложно»…
читать дальшеСтоп! Кажется, я только что описал среднестатистическую книгу Сергея Васильевича! Похоже на заезженный шаблон, под который можно подтянуть практически каждый его популярный сюжет. Ну, в принципе да, но, самое удивительное, что это работает! Из раза в раз, снова и снова, но зато почти как часы. Подозреваю, что не на всех, а кого-то из прошаренных и особо духовно богатых читателей может вообще раздражать. Но не меня. Я человек простой – вижу новую книгу Cool'яненко – читаю! А, собственно, почему нет? Сергей Лукьяненко нащупал золотую жилу рабочую структуру повествования и меня это устраивает, особенно учитывая, что миры, обстоятельства и загадки он подбирает довольно разнообразные, чтобы продолжать увлекать. Ну, или давайте так, я просто нашёл писателя, который мне реально по душе.
А что же эти самые «Изменённые»? Да, вы угадали! Тут всё то же самое. Но, чёрт возьми, как и всегда интересно! А ещё как всегда немного необычно, но в то же время глубинно узнаваемо. Четыре книги («Семь дней до Мегиддо», «Три дня Индиго», «Месяц за Рубиконом» и «Лето волонтёра») повествуют о…
Хотя постойте! Тут такое дело…
А дело в том, что я не могу даже в общих чертах описать эти книжки, потому что практически всё, что бы я мог сказать о мире тетралогии, о её героях или сюжете обязательно окажется спойлером. Именно так, это один из немногих циклов Лукьяненко, где читатель буквально сам открывает и узнаёт особенности мира по ходу повествования и вдаваться в детали, не испортив это самое знакомство просто невозможно. Даже в аннотации к первой книжке размыто сказано, что в романе есть всё, кроме Ктулху (что, говоря откровенно, тоже не совсем правда: если рассматривать все четыре книжки, Ктулху там, пожалуй, тоже есть, но уже ближе к концу).
Сказать больше об этой серии книжек и ничего не испортить достаточно сложно. Но я всё же попробую (очень вкратце, в общих чертах и скорее о начальной диспозиции, чем о полной картине, которую всё же лучше копать самому и постепенно). Земля… захвачена? Нет, скажем так… её скорее «посетили»! Где-то там наверху в ходе древнего конфликта наша планета поменяла владельцев, вот только само человечество забыли об этом уведомить. Луна раздроблена на куски, климат изменился, старого политического порядка больше не существует. По всей планете инопланетянами построены «гнёзда», принимающие смертельно больных детей, излечивающие их, но превращающие при этом в нечто совершенно иное. А ещё появились таинственные инопланетные Продавцы, скупающие странные кристаллики, которые в свою очередь тоже начали появляться то тут, то там и которые бросилось выискивать и собирать местное население. При этом в обществе предсказуемо процветает декаданс, упадок, утеря смысла существования и полное непонимание происходящего…
Это всё, что в принципе можно сказать о ситуации в целом и, быть может, даже больше, чем следовало. Главный герой, как обычно среднестатистический «никто», промышляющий поиском кристаллов и попадающий в крупный замес местного масштаба. Ну а в дальнейших книгах во всё более крупные, более дальние и гораздо более масштабные приключения и замесы масштаба скорее вселенского. К четвёртой книге эпик доходит до такого уровня, что с одной стороны просто захватывает дух, а с другой невозможно не улыбнуться!
– Я чуть планету не взорвал, – сказал я.
– Большую? […]
– Больше Юпитера.
– Маме не станем рассказывать, – сказал отец и сделал ещё глоток.
© Типичный диалог чуть ближе к концу тетралогии
Как и всегда у Лукьяненко мир устроен странно и довольно несправедливо. А ещё исправить это кажется практически невозможным. И, как и всегда надежда на исправление есть, но она сопряжена с ещё большими издержками, когда непонятно какое из зол выбрать и что будет хуже – бороться или оставить всё, как есть.
Концовок две – одна в конце трилогии, а вторая более глобальная (и, наверно, гораздо менее однозначная) в конце дополнительной четвёртой книги. Тут я даже не знаю, действительно ли стоило продолжать трилогию. В принципе эпик четвёртой и практически полное раскрытие мира искупает достаточно спорный (пусть и технически неплохой) конец истории. Так что лично я разочарован не был.
И да, «уже не торт», «исписался», «любой цикл доводит до абсурда» и прочих диагнозов не будет. Как вы могли заметить рецензия полна любви и обожания, потому что я опять остался по большому счёту доволен. Стоит ли читать? Если вы любите Лукьяненко или он, как минимум, вас не раздражает, то в принципе да. Это не «шедевр на все времена» (он вообще такое пишет?), но очень крепкая развлекательная фантастика без претензии на классичность, но с претензией на любопытную историю и с интересом проведённый вечер.
Как, впрочем, и всегда!