воскресенье, 12 ноября 2023
"На все времена. Всегда."
Досмотрел второй сезон «Локи» и хотел бы кое-что рассказать о сериале в целом. В общих чертах и скорее о сеттинге, чем о сюжете. Прямых спойлеров (особенно ко второму сезону) я избегал. Однако я достаточно подробно описываю завязку первой серии первого сезона и вводные детали по Управлению Временными Изменениями в целом (без основных спойлеров, касательно руководства и истинных целей организации), так что, если вы не смотрели и опасаетесь испортить себе впечатление любыми малейшими подробностями, читайте дальше на свой страх и риск.
Ах да, спойлер: мне понравилось, но, возможно, по не совсем правильным причинам!
Тик-так-тик-так-тик-так…
читать дальше
«ЛОКИ». БОГ ВРЕМЕНИ
— Мы играем в богов!
— Мы и есть боги.
Кто-то отзывается об этом произведении, как о лучшем сериале Марвел, кто-то ругает его на чём свет стоит. Но истина, как всегда где-то посередине. Амбивалентность Марвела в данном случае состоит в том, что он в кои-то веки действительно «смог», но при этом фактически запорол одного из самых интересных персонажей. И да, справедливости ради, стоит признать, что это действительно лучший сериал Марвел! И не только потому, что остальные на его фоне попросту хуже. При всех своих недостатках «Локи» по-своему достаточно любопытное, своеобразное или, я бы даже не побоялся сказать, самобытное произведение.
Во-первых (и в основных) это не столько марвеловский сериал про супергероев (скорее совсем наоборот, их тут практически нет), сколько (не совсем)научная фантастика о тайной и почти всемогущей организации вне времени и пространства, следящей за тем, чтобы Мультивселенная не ветвилась, ход времени не отпочковывался и не нарушался, и весь наш мир и его обитатели двигалась исключительно в канве «единственно правильной» хронологии – Священного таймлайна.
УВИ (Управление Временными Изменениями) – огромная бюрократически-надзорно-карательная организация с множеством клерков, аналитиков, судей и рядовых минутменов занимается обнаружением, выслеживанием, поимкой и «исправлением» нарушителей Священной хронологии. Контора буквально находится вне пространства и времени, и вся история мира (в её единственно утверждённой форме) от Начала Вселенной до Конца Времён на всём её протяжении находится под наблюдением и контролем Управления. Сотрудники УВИ могут отправиться в любую точку пространства-времени Священного таймлайна или его ответвления, изъять нарушителя и даже целиком стереть «неправильную» ветвь со всеми её обитателями. Таким образом жизнь внутри УВИ течёт своим особым чередом и для любого попавшего туда понятия прошлого и будущего теряют всяческий смысл, поскольку что Древний мир, что Средневековье, что ещё не случившиеся для нас события XXI, а то и XXXI века (как, впрочем, и далее вплоть до самого Конца) одинаково известны, одинаково заранее прописаны, и одинаково доступны для посещения и «исправления».
Не знаю, где авторы комиксов, а затем сериала взяли идею надзирающей за временем конторы и её внутреннего устройства, но находка (со всеми мелкими любопытными деталями) крайне удачна и, если это их изобретение я могу лишь поаплодировать. В этой всей технобюрократии и забавном взаимодействии персонажей на её почве есть что-то от парадоксальной и саркастичной фантастики классиков, вроде того же Роберта Шекли или Дугласа Адамса. А ещё сеттинг порождает в голове кучу весьма любопытных вопросов. Например, исходя из продемонстрированных служебных обязанностей, минутменам УВИ на выезде должно быть по силам заломать самого Таноса с полным набором Камней бесконечности (я бы на это посмотрел!), т.е. сделать то, чего не смогли добиться Мстители всем кагалом. Это делает организацию поистине всемогущей, по крайней мере в пределах подконтрольных ей временных линий. Кроме того, надвременная сущностуь УВИ создаёт некоторый парадокс несоответствия между временем действия внутри организации и снаружи. Иными словами, дальнейшее появление любого из (фактически бессмертных) сотрудников УВИ в основной хронологии киновселенной может значить буквально всё что угодно. «По часам» Управления это может быть кто-то из «времени», как задолго до событий сериала, так и спустя много «времени» после его окончания. Наше настоящее соотносится с «настоящим» моментом времени в УВИ чуть менее, чем никак, и тем страннее выглядят фанатские попытки определить время действия сериала и его место в череде других фильмов и сериалов от Марвел. Судя по показанному, приключения внутри УВИ не могут происходить ни «до», ни «после», ни «во время» каких-либо событий в нашей Вселенной, они происходят вне её и абсолютно перпендикулярно им, так что даже само понятие «когда» становится относительным и теряет весь смысл.
И вот в эту самую надзирающую за временем организацию и попадает Локи Лафейсон, после своего побега, случившегося в ходе «хрононалёта» Мстителей на 2012 год (показанного нам ранее в фильме «Мстители: Финал»). Естественно, попадает он в эту контору в качестве подсудимого варианта-нарушителся, отпочковавшего альтернативную временную линию. Далее чудом избежав стирания, Локи вербуется аналитиком Мёбиусом в качестве консультанта для расследования преступлений, совершаемых в пределах хронологии другим ещё более опасным беглым вариантом. В этот самый момент привычный нам Марвел заканчивается и начинается фантастика с «попаданцем» в стильном ретрофутуристическом сеттинге Управления, с расследованиями и преследованиями, скачками по времени и пространству в пределах таймлайна и его ответвлений, беготня по Управлению с целью выяснить кто за этим всем стоит и зачем УВИ в принципе существует (в первом сезоне), а также в попытках спасти само гибнущее Время (во втором). Не поймите неправильно, и УВИ, и Локи и некоторые другие персонажи происходят из тех же самых комиксов Марвел, но я имею ввиду прежде всего то, что привычная комикс-составляющая здесь уступает место сай-файному (и, местами, немного детективному) повествованию и в значительной степени затмевается им. И, давайте честно, это есть хорошо!
Не совсем понятно другое: зачем в качестве протагониста был взят вполне конкретный (и многими любимый) персонаж, антигерой, а в исходном временном промежутке так и откровенный злодей Локи. Сам по себе Локи прекрасен. Киновселенная Марвел изрядно поиздевалась над ним, но то, что с ним сделал этот сериал – это по сути подмена персонажа. Вместо строящего козни хитреца и обманщика трикстера, всегда имеющего План, перед нами предстаёт внезапно подобревший протагонист-попаданец с большим сердцем и душевными терзаниями, не имеющий никакого плана, не контролирующий ситуацию (большую часть обоих сезонов), бегающий хвостиком сперва за напарником, а потом за «девушкой» (большую часть первого сезона), пытающийся спасти всех и обрести себя (во втором). Иногда он всё же отращивает рожки, включает магию и выдаёт старого доброго хитреца, но это скорее редкие исключения из правила. Пожалуй, единственное оправдание привлечения одного из асгардцев в историю – концовка второго сезона, но опять же, большой вопрос в том, почему всё остальное время персонажа заставляли играть в детектива и почему это должен был быть именно Локи. Опять же, не поймите неправильно, сериальный главный герой в исполнении Тома Хиддлстона по-своему хорош, за ним интересно наблюдать, ему хочется сопереживать, он прикольный. Это прекрасный актёр и хороший персонаж. Просто это не Локи. И в этом главная проблема, в том числе для многих из тех, кто сериал ругает.
Из плохого (или не очень хорошего, смотря как посмотреть), лично я могу отметить персонажа Сильвии. Нехаризматичная, неинтересная, не блещущая красотой или хотя бы выдающимся актёрским талантом женщина, играющая женский вариант Локи (серьёзно?) и по совместительству его любовный интерес (да вы издеваетесь?), не вызывает ничего, кроме недоумения, а местами и раздражения. Большую часть первого сезона натужно изображает очередную «сильную и независимую», которая почему-то очень важна. Большую часть второго играет уставшее от всего бревно с кислым выражением лица. Второй непонравившийся персонаж (точнее персонажи) – Тот, Кто Остаётся и Виктор Таймли (он же Канг из «Человека-муравья-3») в исполнении Джонатана Мэйджорса. По идее Мэйджорс неплохой актёр, но все его ужимки неубедительны, местами кажется, что он дико переигрывает. Говорите, что хотите, но его эксцентричные персонажи совсем не похожи на самого опасного человека будущего, способного развязать мультивселенскую войну, это скорее какой-то клоун, выдающий себя за сверхсущество-маньяка-учёного.
Сюжет тоже местами хромает, но не так чтобы совсем катастрофически. Он провисает и чудит именно там, где авторы пытаются строить (мело)драму с неудавшейся Сильвией и её «отношениями» с Локи или там, где авторы пытаются вернуть на первый план свой комиксоидный абсурдизм. Ну и, кроме того, не стоит забывать, что это хоть и специфическая, но всё-таки экранизация комикса со всеми его условностями. Так что ждать от этого сериала чего-то совершенно иного и «абсолютно немарвеловского» не имеет особого смысла, так что имейте ввиду. Если вы принципиально ненавидите комиксы, скорее всего сериал не зайдёт, даже учитывая, что чистой супергероики здесь почти что нет.
Ещё одним минусом, присущим, скорее новейшим фазам Марвел в целом я бы назвал кажущееся отсутствие плана в целом. На первый взгляд «Локи» должен быть важен для общего сюжета КВМ, но в итоге выходит, что как бы и нет. В последнее время Марвел (как, впрочем, и DC) покусала «мультивселенная», но она как будто не сопрягается в разных фильмах и сериалах. И «Локи», и «Нет пути домой» и «Мультивселенная безумия» и «Квантомания» словно бы рассказывают нам непересекающиеся истории о совершенно разных и не связанных друг с другом мультивселенных, хотя, казалось бы, это должны быть части одного целого. Быть может, однажды это исправят и всё объяснят, но пока на подобный исход нет никаких намёков. Это раздражает и вызывает недоумение, словно они сами пока не определились или попросту держат зрителей за идиотов. Хотя почему "словно"? «Мультивселенная плохо изучена» – так себе оправдание для подобного бардака в столь дорогостоящей франшизе.
Из хорошего, как я уже отмечал, великолепный фантастический сеттинг, небезынтересный (по большому счёту) сюжет и довольно неплохой драматичный финал. Отлично работает дуэт Локи и Мёбиуса, которого играет Оуэн Уилсон. Напарники смотрятся органично и дополняют друг друга. Сам персонаж Уилсона тоже достаточно интересный, неплохо сыгран, за ним любопытно следить. Управление со всей его бюрократией и ретрофутуристическими техническими прибамбасами прекрасно. Прекрасна Мисс Минутка – местная ИИшка со склонностями маньячки. Неплох башковитый, забавный и странный ботан Джеки Чан Уроборос из второго сезона. И, конечно же, саундтрек, подходящий, атмосферный и очень приятный.
Так стоит ли смотреть? А вот на этот вопрос у меня нет ответа. Мне очень понравилось (прежде всего в той части, где это не похоже на Марвел), но сериал, конечно, не без нареканий. Стоит ли его смотреть тем, кто не следит за Кинематографической Вселенной Марвел? Тоже, пожалуй, не знаю, потому что с одной стороны, он не сильно связан с основным сюжетом, а с другой завязка растёт ногами именно оттуда, заглавный герой (пусть и вывернутый наизнанку) пришёл тоже оттуда, некоторые референсы в разговороах тоже отсылают к событиям КВМ, да и Тот, Кто Остаётся является частью более глобального шапито злодеев, часть из которых нам уже показали в одном не очень удачном фильме и обещают показать ещё больше в каких-то из следующих «Мстителей». Плюс отзывы у сериала очень неровные. Кто-то в восторге, кто-то клянёт его последними словами. В сериале много ходят, много бегают, а ещё много и со вкусом говорят, что лично мне нравится, а кому-то наоборот нет. Поэтому мой вердикт такой: это и правда лучший сериал Марвел, далеко не самый лучший в мире сериал вне этого контекста, но при этом достаточно любопытное произведение само по себе.
А при чём же здесь Локи? А Локи здесь, судя по всему, особо-то и не при чём.
Но это уже совсем другая история.
@темы:
Обзоры,
Marvel,
Сериалы,
КВМ,
Локи,
Актуальное