«Ладно, прощаю!» ©
Мне тут в голову пришла одна мысль. Не прямо сегодня, я уже думал об этом ранее и не раз, но сейчас мне захотелось наконец оформить это в небольшой текст. Я очень сомневаюсь, что первый до этого додумался (тут всё достаточно просто, Америку я никому не открою), но вне зависимости от того, насколько мои рассуждения банальны и очевидны, вдруг кому-нибудь покажутся любопытными? Говорить будем не только и не столько про «Звёздные войны» (со спойлерами, конечно), сколько скорее про судьбу антагониста в классическом художественном произведении (в основном на примере этих самых Звёздных войн) и о последствиях посещения Тёмной стороны, а если ещё точнее, небезопасной прогулке «туда и обратно».
Давайте не буду ходить вокруг да около, а сразу выдам
базу свой основной тезис. А именно: задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что Дарт Вейдер классической трилогии изначально был обречён?
читать про печеньки дальшеОбречён вне зависимости от выбранной им в итоге стороны Силы (а быть может и прежде всего благодаря своему финальному положительному выбору). Не по логике событий мира далёкой Галактики, конечно, а с чисто с повествовательной точки зрения. Лично мне кажется почти очевидным, что, будучи антагонистом классического по своей форме произведения, он просто не мог выжить ни в каком из возможных вариантов развития сюжета. Нет, скорее так: он не мог выжить, не испортив при этом саму историю, не разрушив ткань повествования в котором он до этого действовал! Я оставляю за скобками многочисленные фанфики, сделанные, что называется "just for fun", или необозримое (как качественно, так и количественно) творчество из околозвёздовойновской расширенной вселенной. Если брать нестандартные, неклассические сюжеты постмодернистского толка или модные ныне заигрывания с серой моралью и антигероями во главе, у Вейдера, конечно, были бы какие-то шансы. Но он оказался там, где оказался, и его возвращение на Светлую сторону было равносильно сценарному приговору. В тот миг, когда Энакин превозмог Дарта, над ним автоматически взвился метафорический красный флаг с пометкой «а вот этот уже не жилец».
Давайте что ли для иллюстрации представим небольшую сценку из альтернативной вселенной. Люк знакомит повстанцев с выжившим отцом:
Люк: А это мой батя Энакин Скайуокер! Правда, вы его знаете немного под другим именем и... он слегка проредил ваши ряды, но давайте не будем о грустном, теперь он совсем другой человек! Как говорил мой учитель Йода: «Старое кто помянет, глаз тому вон!»
Повстанец №2: Знаете что? У меня жена погибла на Альдераане и два брата в битве при Скарифе. По рассказам выживших друзей вот этот вот «батя» лично штурмовал их корабль. Не знаю, как вы, а я, пожалуй, рискну глазом!
(одобрительный ропот, крики, выстрелы бластеров, звуки резни)
Представили? Вот и я не могу сделать это серьёзно. По-хорошему, выживший Вейдер должен был бы тут же присесть за содеянное далеко и надолго (желательно пожизненно, если его вообще оставили бы в живых). Вариант с изгнанием вряд ли бы удовлетворил пострадавших и их родственников, плюс всегда бы оставалась опасность рецидива с участием могущественного и опасного ситха. И правда, что помешает единожды сходившему на Тёмную сторону повторить свой смертоносный променад? Никто ведь не знает, что именно у него щёлкнуло в голове, когда он впервые решил, что "тащемта это это была неплохая в целом идея" и не случится ли с ним подобное ещё один раз, чисто по приколу. С одной стороны, суровое наказание Вейдера было бы справедливо по отношению к его жертвам, с другой не очень справедливо по отношению к самому Энакину, который, по сути, был не в полной мере вменяем по своим ситхским преступлениям. А теперь представьте чувства многочисленных пострадавших, если бы Энакина оправдали и просто бы отпустили, поскольку "это был не совсем он"? Понимаете, к чему я клоню? У Энакина-Вейдера просто не было хорошего сценарного выхода, кроме одного. Искупающей смерти.
Если что, Звёздные войны дарят нам ещё один такой пример. Ага, из новой трилогии. Мы её заслужено не любим, но на удивление при всех своих странностях и недостатках она (осознанно или случайно) следует всё той же классической парадигме (хотя бы в этом моменте, и на том спасибо). Догадались, о ком я? Давайте представим ещё одну фантастическую сценку:
Рей: Привет, ребзя! Знакомьтесь: мой новый бойфренд Бен Соло! Да, он немного покуролесил на посту Верховного лидера, но с кем не бывает, правда? Первый орден в прошлом! Бен совершенно исправился, и я гарантирую, что в душе он очень хороший и няшный (да и торс у него ничё так!), вам просто нужно его получше узнать со всех сторон!
Сопротивление: ЛОЛШТО?!
Чубакка: ARRRRR RRRRRUHH RRRRR!!!
Кайло Бен: Кажись не прокатило...
Чувствуете? Да, это одновременно и заезженный штамп и единственно возможный выход, когда вариант «и жили они долго и счастливо» не натягивается на биографию какого-нибудь важного персонажа, учинявшего чуть ранее по сюжету резню и геноцид, но в определённый момент внезапно осознавшего, что он «вспылил, был не прав!»
Именно так, смерть всё спишет. Дарт Вейдер был обречён и Кайло Рен тоже. И не они одни, и не только в пределах вселенной ЗВ. Даже персонажи с гораздо более сложной и трагичной судьбой, заступив за «тёмную черту», редко когда способны избегнуть подобного повествовательного рока. Вспомним судьбу несчастного профессора Снейпа из «Гарри Поттера», или тех же гораздо более неоднозначных персонажей из не менее неоднозначных «Тёмных начал» Филипа Пулмана. При этом не обязательно быть откровенным негодяем, достаточно просто «прогуляться» на Тёмную сторону и совершить там кое-что достаточно непоправимое (вне зависимости от высоты целей и логичности оправданий). Антагонист или даже обычный антигерой, замаравший себя кровью невинных, должен ответить за содеянное. Раскаявшийся антагонист может в теории очистить себя перед читателем/зрителем, перед законом и даже пред высшими силами, превратиться для нас в интересного или даже любимого персонажа, но он не может искупить содеянное в полной мере одним лишь фактом своего раскаяния. И мы, как зрители, и окружающие его герои будут чувствовать, что что-то пошло не так, что-то сбойнуло в истории, где исправившийся злодей с руками по локоть в крови, насвистывая спокойно уходит в закат. Так не бывает в нормальном классическом сюжете. Наказание должно быть соразмерно преступлению, иначе это будет уже не драма, а натуральный фарс.
В прикладном смысле это, кстати, значит, что сходить на Тёмную сторону на экскурсию может быть сценарно небезопасно, ведь у всего есть свои последствия, если не по внутрисюжетным причинам, то хотя бы из-за общекультурного контекста, в котором эти сюжеты пишут. И предупреждения в стиле «Сторона курильщика» или «Тёмная сторона убивает» были бы тут совсем не лишними, как для зрителя/читателя, так и для автора, создающего историю.
А ещё это небольшой намёк на то, что судьбу персонажа можно порой самостоятельно угадать заранее, зная лишь определённые вводные. Если, конечно, это не «Игра престолов» (которая к тому же и не является чисто классическим произведением). В этом случае, уж давайте признаем, человечество совершенно бессильно!
Ну раскаяние не обязательно подразумевает публичность.
Возможно йобнутый наглухо - но тем не менее человек
Скрытый повествовательный механизм, как мне кажется - это нравственные начала во всей их сказочной простоте. Даже так - Нравственные Начала. В конце концов, сказки несут в себе воспитательный момент, какую бы форму сказки ни принимали.
HorrOwl, ой, йобнутые наглухо могут оказаться в итоге милейшими людьми с золотыми сердцами и чистыми помыслами, так что не аргумент)
Биологически человек - это в нашем мире он человек. А фэнтези как-то чуть иначе устроено. И да, я вдруг решила, что разорванная вследствии злодеяния душа - отличная находка Роулинг, которая многое объясняет и в других вселенных.
В нф мире вроде звездных войн термин "человек" весьма конкретен и имеет вполне биологическую природу ( то есть , не вуки, не джава, не ссулустан, не каламари и так далее) вне зависимости от того какой именно стороной силы он упарывался или какую дичь он творил в состоянии аффекта
Энакин Скайуокер был вполне себе положительным персонажем и даже Героем с большой буквы (пусть со странностями, но всё же). И после возвращения с Тёмной стороны умирающий на руках у Люка Энакин вновь стал тем самым положительным героем, тому подтверждение его возвращение в форме призрака Силы. Его мёртвые коллеги-джедаи совсем не гнушались его при этом.
Ну, или Лорд Азриэл из «Тёмных Начал». Был он, конечно, человеком откровенно «мудаковатым». При этом всё что он задумывал и делал, он делал (естественно) ради высшего блага. И тем не менее, некоторые вещи в классическом сказочном сюжете делать нельзя. Вот просто нельзя, потому что Нравственные Начала бдят. Ты права, они существуют (ну как минимум в коллективном бессознательном), и это они понукают автора убивать персонажа, когда, казалось бы, это совсем необязательно. Писатель тоже несвободен в определённых сюжетных ходах.
В чём-то схожая ситуация и со Снейпом. Он в целом персонаж положительный, хоть и не очень приятный (злодеями вообще редко рождаются, ими обычно становятся). Связавшись в юности с Пожирателями, Снейп сходил на Тёмную сторону и совершил нечто настолько нехорошее (как минимум по его же личному мнению), что раскаивался всю жизнь и посвятил всего себя попыткам искупить этот грех. Повторно он влез в Пожиратели не по своей воле, в качестве двойного агента. Он стал вынужденным соучастником преступлений Волдеморта и он же убил Дамблдора по его же собственной просьбе. Он этого не хотел, и он чист перед читателем, как чист любой разведчик в стане врага. Ты простила его, и все его простили (а кто-то вообще всегда в него верил и никогда не обвинял). Но его не простили и не могли простить те самые Нравственные Начала, по которым строится сказка. Мог ли он встроится в нормальное общество? Да, мог бы (в реальности всенепременно), но мы этого никогда не узнаем, потому что «повествовательный механизм» внутри сказочного сюжета считает иначе. Снейп не заслуживал смерти, но выжить он тоже не мог.