Не позволяйте никому заснуть в его присутствии!
Досмотрел первый сезон «Песочного человека» Нила Геймана. Про
«шелест её крыльев» я уже недавно писал, а сейчас наконец пришло время взглянуть на произведение в целом. Если честно, очень сложно собраться с мыслями по его поводу. Если коротко, то это, пожалуй, один из самых странных сериалов, которые я когда-либо видел. Я бы сказал, что он вообще не похож ни на что с чем бы я мог его сравнить, ну разве что на сам сон, как бы банально в этом контексте это ни звучало!
При этом я не могу сказать, что я в полном восторге, как ни в коем случае не могу сказать, что в каком-то смысле разочарован. Нет, я скорее пребываю в полном замешательстве! Я буквально не знаю, что и думать об этом нетривиальном произведении. Я могу разложить его на части и найти кучу положительных и не меньше отрицательных сторон, деталей и ингредиентов, но в целом, на мой взгляд это нечто совершенно не поддающееся классификации.
Немного об этом и поговорим. С упоминаниями персонажей и некоторых событий, но не думаю, что это можно считать спойлерами, потому что если вы не смотрели, то вряд ли поймёте о чём именно речь, но на всякий случай, всё же предупреждаю во избежание.
читать дальше
В царстве Морфея
В детстве это была моя самая любимая книга,
очень трогательная, честная и... странная! ©
Да, я действительно не до конца понимаю, что это было. Давайте сразу определимся, конечно, формально это экранизация комикса. Авторского комикса от Нила Геймана, но даже несмотря на эпизодическое присутствие некоторых DC-шных персонажей вроде Джоанны Константин (Джон, ты ли это?), это всё равно совершенно не похоже на приевшуюся всем супергероику. Ну разве что очень отдалённо некой условностью и фактурой персонажей и ситуаций. Поэтому назвать этот сериал комиксом у меня язык не повернётся при всём желании, и если бы я не знал контекста, то долго бы ломал голову над происхождением и жанром этого странного городского фэнтези.
Я сказал фэнтези? Ну, формально да, но по сути происходящего это скорее напоминает альманах каких-то незнакомых мифологических сюжетов, происходящих примерно в наше время. Или на смутные обрывки снов, причём это касается в том числе и тех фрагментов повествования, которые сюжетно происходят наяву. А может одновременно и всё вместе: мифологическое городское фэнтэзи, выглядящее и воспринимаемое, как странный то мрачноватый, то цветастый сон, построенный на какой-то совершенно своей неожиданной логике.
Сериал настолько странный, что я затрудняюсь даже классифицировать его по типу. С одной стороны, в нём вроде бы есть совершенно явный сквозной линейный сюжет, но почти каждую серию так сильно заносит в какие-то свои миры, события и повествовательные дебри, что это буквально похоже на некий лоскутный недопроцедурал сложенный из отдельных полузавершённых сюжетиков, сменяющих друг друга в едином потоке основного нарратива. Так что, если зацепила, понравилась одна серия, никогда нельзя быть уверенным в том, что ждёт в следующей! Сезон заканчивается не менее странно, чем начинался, я бы назвал это «бонусным эпизодом», странным и про странное, как и всё, что показывали до этого, но ещё неожиданней.
Повествовательно чего тут только ни происходит! Драма, квест, опять драма, блуждания в снах, магические обряды, побеги из дурдома, сошествие в Ад, поиски пропавших родственников, шизоидная бойня в забегаловке, ежегодный официальный конвент маньяков (похоже на психоделическую шутку, но нет!), и, конечно же, семейные интриги Вечных. Главный герой (а действительно ли он главный?) нелюдимый владыка Морфей, он же Онейрос, он же Песочный человек – персонифицированный Сон в самой первой серии попадает в магическую ловушку и в дальнейшем прямо или опосредованно устраняет последствия этого неприятного происшествия и восстанавливает нарушенный порядок в Царстве Снов и за его пределами. Вокруг него кружит сонм сквозных, эпизодических и полуэпизодических персонажей разной степени важности и визуальной вычурности, появляющихся из ниоткуда и исчезающих с закрытием своих арок и арочек.
При этом всём и к сюжету, и к касту, и к графике, и к некоторым решениям у меня есть вопросы. Много вопросов. Местами риторических (потому что придраться как-то совсем не хочется), но всё же. Ну, например, зачем в сериале так много персонажей, принадлежащей одной недавно запрещённой аббревиатуре плюс? Я понимаю, что они в том числе представляют человечество с разных сторон бытия, но по большому счёту нам рассказывают камерные истории и процентное соотношение небинарных и расово-разнообразных персонажей зашкаливает за любую естественную статистику для подобного рода историй. Одним словом, Нетфликс такой Нетфликс и, похоже, делает это не из сюжетных причин, а исключительно по квоте, как, впрочем, и всегда в последнее время.
Далее, что там вообще иногда происходит? Кто такие Каин и Авель, зачем они нужны в повествовании и что за дичь там между ними происходит? Нет, я в курсе про библейский сюжет, но это явно не он, хотя, если вспомнить, что речь о мире снов, то все вопросы отпадают сами собой. Что за странные правила поединка у них там в Аду и вообще, «а что так можно было?!» Почему последствия рубиновой бойни за пределами забегаловки оказались для человечества столь незначительны? Почему мы не видим, как Смерть работает в обычных ситуациях, хотя нам явно дают понять, что она всегда среди людей и приходит к каждому лично? Почему Страсть – транс и чего ей, собственно, спокойно не сидится? Зачем Морфею шлем, если мы в последствии видим, что он и без него вроде как неплохо обходится? Что за, прошу прощения, косматое чудище постоянно снится Барби? Нафига писателю безоар? Почему Канатчиков Луг такой странный? И что, блин, не так с этими уродами с конвента?! Ну а местами там вообще, простите за сравнение, какая-то пелевенщина начинается! Например, что это вообще была за психоделическая дичь с кошками? Куча вопросов, но повторюсь, ни сильно вдумываться, ни придираться вообще не хочется. Это словно задавать вопросы шаману или предъявлять мифологическому сюжету, который построен так, просто потому что именно в таком виде он должен случится по каким-то своим внутренним полуволшебным причинам! Ну или спрашивать у сна, вы ведь замечали, что внутри сновидения всё кажется более чем логичным, даже если по факту там происходит форменная бессмыслица?
Как бы там ни было, странность и неожиданность происходящего завлекает настолько, что попросту хочется узнать, что там будет дальше, потому что угадать самостоятельно, куда это всё движется с начала и до самого конца практически невозможно. Кинематографический сон внутри Царства Морфея живёт по своим правилам и зрителям просто нужно их принять, чтобы необычная сказка увлекла их в сновидческом потоке в неизведанные дали фантазии и подсознания.
В любом случае, сериал дарит очень интересный и весьма своеобразный опыт, пусть и не всё с ним настолько идеально. Вроде как обещают второй сезон, и что-то мне подсказывает, что он будет не менее странным, чем первый.
Спасибо, это было любопытно!