Наверное, так заканчивается любой фронтир...
А я тут посмотрел недавно эпическое полотно Кевина Костнера в жанре вестерн. Точнее утомительно-восхитительную первую часть эпического полотна от чувака, который хотел всех удивить. И удивил, что характерно, но почему-то мне кажется, что не совсем так, как рассчитывал. Судя по сборам даже совсем не так. Из четырёх задуманных частей на данный момент вышло две, третья на подходе, с четвёртой непонятно. Засмотрена самая первая.
Во избежание недопонимания поясню сразу: полотно хорошее. Может показаться, что я излишне иронизирую на его счёт (и это так), но картину всё же есть за что похвалить. Есть только один нюанс: это не совсем кино. Недостаток ли это? Зависит от точки зрения. Я считаю, что да, и ещё какой! Но кому-то это как раз не важно и тогда есть шанс, что безоговорочно понравится. Так что всё относительно. Впечатления я от «Горизонтов» получил, в провалы не записываю, но и успехом это можно назвать с большой такой натяжкой. Такой же большой, как и хронометраж сего шедеврума.
Давайте разбираться?
американская сага. начало. часть первая. без sms и регистрации
Горизонтальный вестерн с признаками эпоты
Посчитайте индейцев и посчитайте нас.
И не удивляйтесь этой логике.
Начнём с хорошего. Картинка и атмосфера – отвал башки! В плане продакшн-вэлью я давно такого вестерна не видел, если когда-либо видел вообще. Костнер сработал на все деньги! А ещё здесь всё очень серьёзно. Это не развлекательное кинцо про пострелушки в салунах, это натуральная драма эпических масштабов в стиле "не время улыбаться". В общем, очень красиво и не менее монументально. И если бы этого было достаточно на этом можно было бы закругляться и расходиться в трепете и восторге. Но, как я заметил ранее, есть нюанс. Точнее нюансы. Очень много нюансов!
Фильм огромный (три часа!), невероятно красивый и… столь же невероятно странный. Когда он начался я не мог отвести глаз. Спустя несколько минут экранного времени я не мог поверить, что такое кому-либо в здравом уме могло бы не понравиться! Спустя минут пять я был озадачен и начал кое-что подозревать… Не буду тянуть интригу, суть моих претензий в том, что это... вообще не кино! Это что угодно: кинороман; сериал, слепленный в одну трёхчасовую кучу; сага; эпос (эпота?); как кому нравится, но не фильм в классическом смысле слова. Повествование не имеет ни начала, ни конца, мы врываемся в него почти что с ноги, и примерно так же далее наблюдаем за неспешным развитием событий, ведущих из ниоткуда в никуда. Хотя нет, не так! Ведущих в продолжение, которое, однако, нужно ещё убедить зрителя посмотреть, и об этом мы поговорим отдельно.
Не знаю, исправился ли Кевин после провала «Водного мира», я за его творчеством на режиссёрском поприще особо не следил. Очевидно, что снимать красиво научился без вопросов. А вот рассказывать истории всё ещё нет. Или, наоборот, вконец разучился. Что странно, «Танцующий с волками», если я правильно помню, был вполне себе неплох. В «Горизонтах» же творится какой-то кинематографический сумбур. В начале фильма меня терзало пару вопросов: кто все эти люди, и что тут, собственно, происходит? И если в целом я более-менее разобрался (причём режиссёр мне не сильно помогал), то отношения между мутной бандой и бывшей проституткой (а также причину тряски между ними) я как не понимал с самого начала, так и не понял к моменту, когда пошли финальные титры. Кто был тот мужыг? Зачем баба в него стреляла? При чём тут ребёнок? Что это вообще за братья Гавс, с суровой маман во главе и чего им надо? Могу только догадываться, но, учитывая, что это фактически сюжетообразующая линия, это какой-то позор! Не поймите неправильно, я не считаю, что кино должно всё разжёвывать до уровня жидкой кашицы, но задавать интригу столь широкими мазками, без каких-либо пояснений в пределах самого сюжета и оставлять это на следующую (следующие?) серии, это совсем уж, мягко говоря, смелое решение.
Да что там, я до сих пор без понятия, как зовут большинство главных героев, это скорее какие-то функции, чем персонажи! И это, если что, после трёх часов фильма. Трёх часов, Карл! Есть мнение, что Кевину просто не хватило экранного времени на раскрытие персонажей. Даёшь режиссёрскую версию часов на пять!
Короче говоря, по красивому экрану красиво слоняются люди, у которых какие-то свои проблемы. Все эти персонажи и эти проблемы явно причудливо пересекутся где-то серии во второй (а то и аж в третьей, если не позже), а пока оно всё куда-то идёт, но при этом вообще не понятно куда и зачем.
Часть сюжетных линий (вроде поселенцев в повозках) вообще начинаются из ниоткуда, и мы впервые видим неких "типа" важных персонажей где-то во второй половине фильма. Что? Зачем? Я не знаю. Это точно не книга и не сериал? Если что, киноязык работает чуть-чуть по-другому и то, что позволено в более длинном жанре в полнометражном кино смерти подобно. Короче, я впечатлялся от красоты и эпичности и одновременно офигевал от странной подачи. Ещё больше я офигевал от некоторых сюжетных ходов. Люди так себя не ведут! Зачем злой брат докопался до Костнера посреди улицы? Я видел, чего он в итоге добился, но чего он изначально хотел? Почему проститутка испугалась? Она ж вообще не при делах. Куда деваются целые куски повествования? Вот персонажи в одном месте, а потом хоп, и они уже в какой-то новой локации с некой то ли упущенной, то ли очень смутно намекаемой предысторией. Что вообще происходит? Я, конечно, могу догадаться по контексту, но зачем? Чтобы что? Это должно меня, как зрителя взбодрить и проверить на внимательность и сообразительность? Это ж даже не детектив, это вестерн! Кевин, подкову тебе в задницу, что за дела?
Из хорошего: фильм местами невероятно жесток и неожиданен. Индейцы, они не белые и пушистые, как сейчас принято, они ничуть не менее склонны к геноциду, как и поселенцы. Ночное нападение на городок – сущий ад (в хорошем кинематографическом смысле). Из плохого: на этом всё. Дальше (за редким исключением) лишь скука и уныние. Ну, не так чтоб совсем уныние, я смотрел это всё с интересом, надеясь уловить хоть какой-то общий смысл этой истории, но ничего реально значащего до самого конца так и не произошло. Весь экшон (кроме бесчинствующих индейцев) отложили на следующую серию. Ну ладно, нет экшна, переживём, но где хотя бы какой-то промежуточный финал, который у любого фильма (да что фильма, даже у заурядной серии сериала) просто обязан быть?
Персонажи (если этих не совсем раскрытых личностей можно назвать персонажами) по большей части ведут себя адекватно и почти не раздражают. Кроме четырёх человек. Злой брат бесит, но учитывая, что он эпатажный злодей-невменяшка – это как раз нормально. Хуже с тремя оставшимися, а именно с проституткой (большую часть экранного времени которой я желал неудачи и чтоб она скорее свалила в закат со всеми своими закидонами) и с двумя английскими мажорами на повозках. Что вообще эти дебилы там забыли и как их до сих пор не прибили в процессе их жизнедеятельности? От линии с повозками, кстати, прям пахнуло новеллой из «Баллады Бастера Скраггса», боюсь только, что и исход этой истории будет примерно аналогичным.
Больше всего в этом фильме мне жаль вечно небритого человека-провала Сэма Уортингтона (одним лишь «Аватаром» сыт человек), и самого Кевина Костнера. И жаль мне их не как персонажей, а как актёров, ввязавшихся в странное. Для карьеры не очень полезно. Не везёт людям, вечно как встрянут куда-то потом все только пальцем показывают!
Теперь о финале. Как там в «Майоре Пэйне» было?
– Пэйн! Я финала не чувствую!
– А у тебя его нет!
В общем, под конец нам дают бодрую нарезку экшоничка из второй серии, считайте трейлер перед титрами. Причём очень длинный, бессюжетный и сумбурный в стиле "глядите, чо мы тут ещё наснимали, круто же..." Короче, приходите в следующий раз, а на сегодня всё! Ну вот прямо так нагло, бессмысленно и беспощадно. Что это было? Зачем? Я понимаю, что по задумке зрители должны были выйти из кинотеатра в полнейшем восторге и ждать не дождаться как бы сходить на вторую часть. Но ещё раз: это так не работает! Кино должно хоть что-то давать зрителю в драматическом плане, а не устраивать трёхчасовую экспозицию без начала и конца, в которой к тому же ничего так до конца и не экспозировали, оставив сплошные вопросы и даже не заявив полноценную интригу. Ну камон, чего я должен ждать от второй части? Я ж вообще до сих пор без понятия о чём эта история. Про столкновение бандитов и Костнера? Про столкновение охотников и индейцев? Про какой-то глобальный замес между ними всеми? А это точно будет? И вообще, а это точно должно быть интересно? Мне как-то забыли пояснить в процессе и даже героями не дали проникнуться, чтоб я за них болел всей душой и мечтал узнать, что там будет дальше…
Пожалел ли я, что посмотрел этот фильм? Нет, ни разу. Пожалел бы я, если бы сходил на него в кинотеатр? Тоже вряд ли. Пошёл бы я на него второй раз? А вот в этом я сильно сомневаюсь. Посоветовал бы я пойти на него друзьям и знакомым? Очень вряд ли. И в этом, подозреваю, кроется главная проблема скромных сборов. Некино, конечно, прекрасно, но оно какое-то совсем уж не такое. Да что там рекомендации, я даже серьёзно размышляю над тем, хочу ли вообще увидеть продолжение… А это уже звоночек посерьёзней, если вы понимаете, о чём я! Смотреть, как минимум вторую часть скорее всего буду (такое ведь сейчас очень уж редко снимают!), но мне явно нужен перерыв.
Под впечатлением. Но озадачен. Что-то явно пошло не так...