Осколки из прошлого, обрывки настоящего и немного ностальгии


URL
Моя смешная боль
Посредником между головой и руками должно быть сердце.


Свершилось! Я-таки докатился до классики немого кино. В общем, продолжаю навёрстывать непросмотренные шедевры мирового кинематографа. На этот раз руки дотянулись до «Метрополиса» – фантастической немецкой антиутопии 1927 года выпуска, в данном случае почти полной отреставрированной версии. Судьба этой картины любопытна и, пожалуй, достойна отдельного разбора, но я не культуролог и не историк, а самый обычный зритель и поэтому сегодня хочу поговорить немного не об этом.

Разговор будет не слишком обстоятельный, но, надеюсь, любопытный, ибо узрел я в этом фильме нечто, чего увидеть не ожидал и хочу поделиться этими любопытными наблюдениями с теми, кто кино не видел и не собирается (поскольку те, кто видели, полагаю, и так в курсе). Итак, вперёд, в прошлое!


эстетствовать дальше


@темы: Антиутопия, Немое кино, Фильмы, Мнение, Фантастика, Навёрстываю

Комментарии
17.04.2025 в 23:16

пивхаммерный быдлопланктон
Если упарываться по классике, то можно сразу же заполировать "a things to come", снятым самим Уэллсом который Герберт :)
18.04.2025 в 11:36

HorrOwl, "a things to come"

Мутноватое зрелище, разве что для коллекции. Жизнь-то эту муть уделала на раз, причём очень скоро. Крест, могила, земля покрыла...

А вот "Завещание доктора Мабузе" рекомендую. Доставляет, хотя уже требует комментариев историка. Причём само изначальное "Доктор Мабузе - игрок" тоже больше для коллекции, но таки обладает некоторой самостоятельной ценностью и без всяких эзоповских увёрток передаёт душок растленной послевоенной эпохи в проигравшей Германии.
Что касается "М", то это обладает сферической вневременной ценностью, в комментах не нуждается и заходит на "ура". Эталон.
18.04.2025 в 11:51

пивхаммерный быдлопланктон
Verbyganger,
Ну так и Метрополис недолго продержался :)
А так типичный Уэллс, что делать
В предсказании будущего он был ниочинь
Впрочем в фильме есть интересные темы от бунта блогеров каких-то там артистов, до десанта "людей в черном"
Опять же чуть ли не первый постапок
18.04.2025 в 15:17

HorrOwl, в фильме есть интересные темы от бунта блогеров каких-то там артистов, до десанта "людей в черном"
Опять же чуть ли не первый постапок


Согласен. В этих смыслах фильм просто находка.
18.04.2025 в 15:32

пивхаммерный быдлопланктон
Verbyganger,
Ну кроме того крупная фантастика ( считай блокбастер) того периода
Если смотреть после Метрополиса ( как сделал я) то можно еще оценить как менялось кино на протяжении 10 лет
Опять таки Уэллс сильно не любил метрополис иирц и города будущего у него совершенно другие ( подземные ) например :)

В общем смотреть с исторической точки зрения весьма интересно имхо
Сюжетно фильм ну как будто Ефремова читаешь - аж скулы сводит от морализаторства :)
18.04.2025 в 15:47

HorrOwl, Сюжетно фильм ну как будто Ефремова читаешь - аж скулы сводит от морализаторства

Это Уэллсу надо сразу прощать, иначе его вообще читать невозможно.
Но местами оно зашкаливает, и тогда книгу лучше в руки не брать. Скажем. "Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь".
Доктор Моро ещё туда-сюда, но это - никак.
18.04.2025 в 16:44

пивхаммерный быдлопланктон
Verbyganger,
Ну зависит от...
Та же "Война Миров", "машина времени" например, или "Война в воздухе" вполне
"Мир освобожденный" же читать практически невозможно кмк
А в случае "a things to come" ему как я понимаю дали неограниченный бюджет и полную свободу творчества, вот нутряное и поперло.,,
18.04.2025 в 18:04

HorrOwl, Да, верно.
18.04.2025 в 18:54

Моя смешная боль
HorrOwl, «Машина времени» в своё время произвела впечатление! Очень атмосферное произведение, вне зависимости от правдоподобности нарисованного будущего. Оно там как раз выглядит достаточно неожиданно, чтобы поверить, что, мотнувшись достаточно далеко, можно и правда нарваться на нечто такое загадочное и странное. «Война миров» чисто технически вполне ничего, но уж очень тупо, если мерить современным аршином. Я воспринял скорее как курьёз становления фантастического жанра.
19.04.2025 в 08:53

пивхаммерный быдлопланктон
Darth Ross,
Мне как раз война миров очень нравится
Насколько я помню это чуть ли не первая фантастика где землян естествила более развитая цивилизация( и чуть ли не первая где вообще была показана ) :)
Опять таки марсиане описаны очень сочно да и в культуре след оставила большой ( до сих пор выходят компьютерные/ настольные игры, пишутся фанфики, даже фильмы /сериалы снимаются и так далее).
Это наверное самое известное произведение Уэллса и фанбазе могут многие позавидовать многие более современные вещи

Что касается машины времени, могу посоветовать фильм 2002 года, он конечно весьма по мотивам, но мне зашел, например

19.04.2025 в 13:30

Darth Ross, «Война миров» чисто технически вполне ничего, но уж очень тупо,

Давайте ещё Одоевского осудим, чего уж там. Мы-то умнее нет. Ни один не решится аналог его "Бала" написать, ссыкливости от.

HorrOwl, чуть ли не первая фантастика где землян естествила более развитая цивилизация( и чуть ли не первая где вообще была показана )

Вроде, "Ксипехузы" Рони-старшего были раньше на десять лет?.. и вообще потом Рони-старик тему развил не в пример педанту Уэллсу ("Гертон Айронкестль", пар экзампль).
Но "Война миров" прекрасна вне зависимости от. Потому что и открыла и закрыла тему.
19.04.2025 в 13:30

пивхаммерный быдлопланктон
Как пример современного "фанфика" на тему войны миров можно глянуть ролик The Great martian War например



P.S. Это не полный ролик кстати, там надо полный искать если интересно.
19.04.2025 в 13:32

HorrOwl, Что касается машины времени, могу посоветовать фильм 2002 года, он конечно весьма по мотивам

Меня не впечатлило, но тут дело вкуса.

ролик The Great martian War например

А вот это вполне даже да, годное. Лучше спилберговского, имхо.
19.04.2025 в 13:39

пивхаммерный быдлопланктон
Verbyganger,
есть еще довольно забавный американский фильм 50х.
Спецэффекты там конечно по современным меркам сильно так себе, но зато ни одного негра в фильме есть целый YB 35 (летающее крыло Нортропа, в серию не пошло) сбрасывающий на марсиан атомную бомбу. :)
19.04.2025 в 13:57

HorrOwl, есть еще довольно забавный американский фильм 50х.

А, да, милое кино :) В копилку годится как достойный этап развития темы.
19.04.2025 в 21:02

Моя смешная боль
HorrOwl,
Опять таки марсиане описаны очень сочно да и в культуре след оставила большой

Ну, это вообще без вопросов, отличная штука в целом. Но отдельные технические решения, начиная от способа доставки, и, особенно, заканчивая полной марсианской незамутнённостью касательно микроорганизмов (что, на мой взгляд принципиально невозможно) читались с современной колокольни, мягко говоря, как откровенная техноклюква. Для своего времени, норм, не спорю, но «Машина» на фоне показалась в разы адекватней, пусть и не столь знаковой культурно.

он конечно весьма по мотивам, но мне зашел, например

Видел. Сам по себе фильм прикольный, особенно поначалу, но в нём как будто чего-то не хватает. А ещё он ну прям совсем далёк от сюжета и смысла исходной книги, я просто не могу заставить себя рассматривать его, как имеющего отношение к задумке Уэллса :laugh:


Verbyganger,
Лучше спилберговского, имхо.

На мой вкус «Война миров» с Томом Крузом - редкостная чушь! Единственные пару плюсов: он местами достаточно пугающий (но только местами), а ещё там прекрасное звуковое сопровождение. В остальном, при всех моих технопретензиях к оригинальной истории, у Уэллса было лучше и логичней. Это ж надо умудриться, чтоб к способу доставки инопланетян более чем вековой давности у меня было меньше вопросов, чем к "улучшенному" варианту от современных творцов блокбастерностроения! В общем, то кино смотрится, как дорогостоящая поделка "на отвали", не иначе. "Я - Спилберг, я так вижу!"
19.04.2025 в 21:55

пивхаммерный быдлопланктон
Darth Ross,
//начиная от способа доставки, и, особенно, заканчивая полной марсианской незамутнённостью касательно микроорганизмов (что, на мой взгляд принципиально невозможно) читались с современной колокольни, мягко говоря, как откровенная техноклюква. Для своего времени, норм, не спорю, но «Машина» на фоне показалась в разы адекватней, пусть и не столь знаковой культурно.//
Насчет способа доставки - как раз тогда это считалось норм
Даже в "a things to come" несколькими десятками лет позже в космос предполагалось лететь в снаряде пушки, а не в ракете
Ну и с микроорганизмами типичное допущение ( причем весьма изящное типа у себя истребили давно и забыли нафиг как страшный сон) в принципе нормальное кмк.
Я бы, разумеется, предпочел бы превозмогание в стиле great martian war ( и чсх не только я, количество фанфиков с "нормальной войной" по войне миров очень и очень велико, народу не дает покоя мысль " а как бы было бы по честному")

//ещё он ну прям совсем далёк от сюжета и смысла исходной книги, я просто не могу заставить себя рассматривать его, как имеющего отношение к задумке Уэллса :laugh://
Можно попробовать глянуть классику 50х ( машину времени тогда снимали) она вроде как весьма ничего так :)
19.04.2025 в 22:28

Моя смешная боль
HorrOwl,
типа у себя истребили давно и забыли нафиг как страшный сон

Ну не знаю… Если совсем уж душнить, то нельзя истребить все микроорганизмы, так просто не бывает, они должны были бы жить как минимум внутри марсиан. Допустим, можно стать к ним невосприимчивым (типа биоблокады у Стругацких, хотя это тоже звучит странно), но это бы не позволило о них принципиально забыть. Короче, решение изящное, но скорее поп-культурное, чем научное. Мол, вот вы не замечаете микробов, и марсиане тоже не подумали, а они есть! Идея о том, что на другой планете убить может что-то тривиальное, о чём ты даже подумать не мог весьма любопытна, но для биологического вида принципиальное незнакомство с биохазардом - это, пожалуй, самая странная реализация подобной идеи. В качестве вотэтоповорота сойдёт, но не более.


Можно попробовать глянуть классику 50х

Боюсь даже представить, какие там спецэффекты! :laugh: Хотя это, конечно, не главное.
20.04.2025 в 08:14

пивхаммерный быдлопланктон
Darth Ross,
Не стоит забывать о том, что , Уэллс писал в начале 20-конце 19 века.
Там были несколько другие представления

Ну и кроме того "экспедиция померла от неизвестной болезни" вполне себе сюжет :)
21.04.2025 в 10:19

Darth Ross, у Уэллса было лучше и логичней

Да, но с оговоркой - см. ниже.

Если совсем уж душнить, то нельзя истребить все микроорганизмы, так просто не бывает, они должны были бы жить как минимум внутри марсиан

Да, на наружных покровах, в дыхательной системе, в конъюнктивальных мешках, выделительной системе, коль скоро у них не было пищеварительного тракта. В тканях - нет, там только избранные вирусы (как у нас герпес, гепатиты, ВИЧ etc).
Но дело не в том. Марсиане встретились с неизвестной микрофлорой, и тут уж орёл или решка - или она их сожрёт, или проигнорирует. Ну, как нас игнорируют многие инфекции животных. Выпал орёл. Не фартануло головоногим...
То есть выводы Уэллса (устами героя) нарочито упрощённые и чуток неадекватные, насильно подчинённые целям автора. Потому что биосфера без микромира - уже не фантастика, а сказка, "не бывает". Опыт земной биосферы кагбэ намекает, что в развитом виде жизнь осваивает все доступные ниши. В том числе понаехавших марсиан.
Уэллса с лихвой оправдывает то, что он ставил совсем другие цели. И в целом (в рамках тогдашних научных воззрений) не сильно накосячил. Боевик у него получился, и с массовками, и с психологией, и в лицах, причём кое-какие его находки опережали время - тепловой луч, БОВ.
Хотя вот я бы позанимался тем, а) какая именно бактерия и как сразила марсиан и б) почему существа, освоившие межпланетный перелёт, не вкурились, что тут им как-то хреново и с каждым днём всё хуже.
21.04.2025 в 10:27

пивхаммерный быдлопланктон
Verbyganger,
//а) какая именно бактерия и как сразила марсиан//
Вроде как гнилостные

Думаю там толкалась тема что Марс он древний и все эти проблемы ( болезнетворные микроорганизмы и прочее ) там давным давно решили.
А тут такой конфуз...

//почему существа, освоившие межпланетный перелёт, не вкурились, что тут им как-то хреново и с каждым днём всё хуже.//
Ну тут можно сделать скидку на то что им в принципе было не шибко уютно ( гравитация, атмосферное давление)
кроме того, ну вкурили они и что? Обратно улететь не могут, защититься видимо тоже
Там дело фактически на дни шло
21.04.2025 в 10:30

Darth Ross, Боюсь даже представить, какие там спецэффекты!

Очень даже неплохие, смею вас заверить. Если исключить трешняк B-movies, то вот, скажем, "Орфей" Кокто (1950) вполне себе демонстрирует спецэффекты, хотя ни хромакея, ни вообще ни фига тогда не было, и кино снималось на коленке небольшой компашкой собутыльников и любовников режиссёра. Но вот перчатки и зеркало как ключ и дверь опередили Матрицу на полвека, а как они снимали проход Орфея с Артебизом пешком с этого света на тот - это нынешним ещё поучиться...
21.04.2025 в 10:37

HorrOwl, насчёт гнилостных не уверен - при отсутствии иммунитета и вдыхании нашей пыли, содержащей уйму всякой мерзости, аналог лёгочной чумы гостям был обеспечен, и экипажи снарядов мёрли бы, не успев сесть за рычаги треножников. Гнилостная флора в беззащитных лёгких - это злой ад... сутки-двое и капец. Какое там воевать - успеть бы отбить телеграмму на Марс "Погибаем".

С остальным согласен.
21.04.2025 в 10:48

пивхаммерный быдлопланктон
Verbyganger,
Ну все таки состав марсиан был немного другой, бактериям надо было приспособиться...
А как приспособились - марсиан быстренько не стало.
Судя по тому что вторая волна ушла на Венеру, "командование"( или кто там у них)выводы сделало